Россия всегда была "страной (империей) при армии". Дело не только в доле общественного продукта, отбираемого для военного дела и вооружённых сил. Война (армия) была смыслообразующим центром русской цивилизационной модели.

23 года назад правительство Гайдара-Бурбулиса* не просто резко обрезало военный бюджет (было не до жиру), но в принципе поменяло систему приоритетов. С этих пор армия воспринимается не как центр социального космоса, но только как огромный экономический балласт. Никакая путинская гонка вооружений, никакая милитаристская и квазиисторическая пропаганда этого не изменили.

Армия и "оборонка" - это лишь такое же обусловленное общественным договором (армия - дело священное) бюджетное обременение, обусловленное данью социальной мифологии, как в странах Западной Европы - поддержка фермеров, воспринимаемых как высокочтимый фундамент национальной традиции, и потому избавляемых от угрозы массового разорения.

Россия из страны при армии стала страной при спецслужбах. Даже новые военно-приключенческие фильмы зафиксировали этот сдвиг, и делают основной акцент на операции военной разведки и контрразведки, превращая Великую Отечественную войну в дуэль СМЕРШа и Абвера...

В любом случае страна госбезопасности, прокуратуры и полиции - это куда более демилитаризованное общество, чем общество "с оборонным сознанием". И прошедший социокультурный сдвиг уже необратим.

Великая революция Гайдара и русского либерализма победила - Россия, оставшись в своей основе страной феодальной, перестала быть военно-феодальным государством. Её герои - не фронтовые офицеры, но менты и чекисты, в крайнем случае - спецназовцы или менты, попавшие на войну (в Чечню).

* Борис Ельцин - и.о. премьера, Геннадий Бурбулис - вице-премьер, государственный секретарь, Егор Гайдара - министр экономики и финансов.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены