Наль Подольский "Время культурного бешенства", Лимбус Пресс, 2010.
"Время культурного бешенства" Наля Подольского — странноватая антиутопия, при этом на удивление правдоподобная.
Каких только устрашающих сценариев будущего не рисовала мировая литература и кинематограф. А в последнее время к конвейерному производству антиутопий присоединилась и индустрия компьютерных игр."Будущее наступило, и там все очень плохо". Антиутопия в норме — это чаще всего что-то мрачное, ржавое, тоталитарное и радиоактивное.
Очень часто при этом рисуются картины варваризации, одичания и утраты культуры после какого-либо катаклизма в будущем. Произведение Подольского заметно выделяется на этом фоне.
У него в России будущего (года сто пятидесятого от сотворения "Черного квадрата") главной ценностью и ресурсом стало искусство. Такие культурные монстры, как Эрмитаж или Русский музей заняли место "Газпрома" и "Роснефти".
В Уголовном кодексе есть статьи "Враг балета", "Враг живописи" и так далее, а на работу сварщиком невозможно устроиться, не сдав минимальный экзамен на знание творчества Стравинского.
Вот в условиях этого арт-тоталитаризма и происходит "Бунт железа", с одной стороны порожденный свистопляской вокруг искусства, а с другой — несущий угрозу всей этой оперно-балетной системе.
Тысячи старых танков, "разбуженные" "Черным квадратом" Малевича, срываются с места и начинают надвигаться на Петербург. Попытки отвести от культурной столицы опасность и составляют сюжет романа. Впрочем, танки угрожают не только Петербургу, в перспективе бунт металла грозит Апокалипсисом.
Причудливая фантазия Подольского дает, конечно, большой простор для метафизических, философских, культурологических и социологических интерпретаций. Некоторые из них в своем послесловии к "Времени бешенства" излагает Александр Секацкий.
А нам бы хотелось отметить удивительную правдоподобность очерченной автором картины. Скажем, представить себе Эрмитаж на месте "Лукойла", а Пиотровского в роли какого-нибудь Потанина и в самом деле совсем не трудно. Заклинания о великой русской (российской) культуре всегда звучали в России с нотками некоторого истерического кликушества. Это объяснимо:
отечественная культура — последнее, чем остается гордиться, когда гордиться больше нечем. Еще спорт. По аналогии с "Временем культурного бешенства", легко можно представить себе антиутопию, в которой фетишем всея Руси станет спорт ("Россия — великая спортивная держава!"), и за отлынивание от утренней зарядки будут сажать.
Мы уже не раз были свидетелями того, как вещи из сферы культуры и искусства становились катализатором нешуточных общественных страстей (выставки "Осторожно, религия!" и "Запретное искусство", планы строительства небоскреба в Петербурге). С другой стороны, жрецы искусства никогда не скрывали претензий на элитный, избраннический статус для себя и своей сферы деятельности. В конце концов, если тяжелейшую национальную беду и трагедию, Великую Отечественную войну власти всеми силами стремятся превратить в средство "единения" и консолидации, то вполне можно представить в качестве предмета подобной фетишизации и великую отечественную культуру.
Редакция благодарна в магазину "Фаланстер" , предоставившему книгу "Время культурного бешенства"
Вы можете оставить свои комментарии здесь