Второй раз за последний век в России востребована мобилизация культуры.
Первый раз это произошло после революции и продолжалось до смерти Сталина. Реализовано это было предельно просто. Народу было предложено два вида вкусной и здоровой духовной пищи, а заодно полезной и безопасной для тоталитарной власти.
НЕПОНЯТНАЯ и ПОНЯТНАЯ.
С НЕПОНЯТНОЙ было все ясно.
Классическое искусство настолько велико, космично и свободно, что малограмотному народу оно было абсолютно непонятно, ни на какие крамольные мысли наводить не могло и к тому же почти все классики к тому времени были мобилизованы на службу тоталитаризму в качестве светлых образов. А те немногочисленные, кто был жив, либо уехали, либо вынуждены были смириться с обвинениями в формализме и "сумбуре вместо музыки".
Про судьбу тех, кто просто и понятно пытался объяснить народу, что он живёт, под собою не чуя страны, вспоминать не хочу. Она сложилась трагично.
Но в целом такое искусство могло спокойно принадлежать народу. Культпоходы в музеи и в оперные театры солдат и матросов лучше всего это демонстрировали.
Далее углубляться в связь классического искусства и тоталитарной власти, будь то Сталин или Гитлер, не углубляюсь, ибо это отдельная серьезная тема.
Теперь что касается ПОНЯТНОГО искусства, которое в большей степени должно было принадлежать народу.
К нему предъявлялись специфические требования. Оно должно было служить власти и исключать духовную и физическую свободу. Как по форме, так и по содержанию. Источник вдохновения черпать в строительстве новой жизни, а ещё лучше в войне. Джаз и Родина в той парадигме оказались несовместимы.
Я не хочу продолжать эту тему о том, насколько и за сколько талантливые люди в тот период продавали свои души дьяволу. Тем более что они жили в условиях двух диктатур/фашизмов и, следовательно, выбор у них был невелик. Но многое из созданного ими, несмотря на идеологию, было сделано талантливо и оставило след в культуре.
Сегодня всё повторяется точно так же, но, естественно, в виде фарса.
Во-первых, талантливых людей на службе у дьявола стало неизмеримо меньше.
Во-вторых, война, которая, казалось бы, должна была стать неисчерпаемым источником вдохновения.
В области НЕПОНЯТНОГО это, прежде всего, В. Гергиев, Ю. Башмет, Д. Мацуев. Про примкнувшего к ним С. Ролдугина ничего сказать не могу, т.к. культурный мир его с М. Ростроповичем не сравнивает. Хотя возможно, что как виолончели, так и футляры к ним у него получше. Но я не специалист и могу ошибаться.
От себя могу лишь добавить следующее.
В начале 2000-х мне довелось быть в Санкт-Петербурге в одной организации. Люди там занимались делами приземлёнными. Реконструировали наследие Петра Великого и с усердием Меньшикова оперировали деньгами. Я думаю, что все всё поняли. И тут руководитель организации сказал, что сегодня все идём на концерт Ю. Башмета. Пусть меня извинит прогрессивная и культурная общественность, но я по простоте душевной спросил: зачем? Ответ последовал очень простой, хотя и не такой, как в известной миниатюре Г. Хазанова про концерт евреев-скрипачей на заводе "Серп и Молот". Потому, что так сказал ГЛАВНЫЙ.
С этими деятелями культуры все ясно. Они настолько рационализировали себя в культуре, что по большому счёту уже убили культуру в себе.
Ведь иным образом академику М.Б. Пиотровскому трудно будет объяснить, каким образом картины, предположительно находившиеся в Эрмитаже, оказались на даче архитектора "бесхозного" дворца в Геленджике Ланфранко Чирилло.
Какой прогноз сегодня в русском мире?
Возвращаясь к ПОНЯТНОЙ духовной пище.
Она трансформировалась в шоу-бизнес и таким образом получила возможность стать независимой.
Но в том-то и смысл происходящего фарса, что независимость звёзд шоу-бизнеса от власти сформировалась в основном пропорционально их талантам.
Хотя и здесь имеются исключения.
Война в Украине стала моментом истины для российского шоу-бизнеса. Разлом прошёл по нескольким граням. И по таланту, и по совести, и по предприимчивости. Сочетание совести и таланта оказалось не только нравственными и художественными категориями, но и серьезным конкурентным преимуществом. Настолько серьезным, что обладателям этих качеств оказалась нипочём ни "русофобия", ни противодействие государства. Они продолжают собирать полные залы, как в России, так и за рубежом, и никоим образом не зависят от государства.
Более того, только они и оказались в состоянии нести своей аудитории то, без чего искусство немыслимо — ГУМАНИЗМ и ПРАВДУ. А также демонстрировать внутреннюю свободу.
И что самое интересное, они не озаботились судьбой великой русской культуры и не бросились её защищать сами знаете от кого.
Но спрос власти рождает предложение, и сформировалась другая группа.
Я не искусствовед и не музыкальный критик. Но что-то мне подсказывает, что ни Н. Басков, ни О. Газманов, ни их коллеги по духоподъемному искусству не являются непререкаемыми авторитетами в русской культуре и от их инициативы по ее защите дурно пахнет.
Во-первых, от них пахнет ложью. Ни о каких запретах на выступления российских артистов по признаку национальности за рубежом речи не идёт и идти не может хотя бы потому, что россиянин — это не национальность. И отменять русскую культуру никто и нигде не вознамерился.
Во-вторых, непонятно, какую блажь имеет в виду Лариса Долина? Она считает, что в России "есть приличные ребята", которые плохо знают родной язык и "так плохо на нем поют, что слушать это совершенно невозможно"???
В-третьих, самое интересное от О. Газманова. Оказывается, налицо дефицит духоподъёмных песен, "поскольку музыкальные каналы и радиостанции не заточены на их воспроизведение", и он собрался это преодолевать.
В-четвёртых, А. Маршал вообще поставил вопрос под стать своей фамилии. "В эпоху жестких информационных войн очень важно иметь орган, который будет истинно отражать то, что происходит. Наша ассоциация — это именно тот орган, который будет истинно отражать ситуацию".
Разумеется, этим людям очень хочется таким образом себя рационализировать. Реализовать себя в качестве защитников ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Спроецировать свою вину за поддержку российского фашизма на оппонентов. Убрать с рынка конкурентов и компенсировать свои потери от отмены зарубежных гастролей за счёт бюджета.
Год назад один из их коллег Иосиф Пригожин выступал с подобной инициативой. Он предложил, чтобы государство компенсировало шоу-бизнесу потери из-за коронавирусных ограничений. Интересно, как бы на это отреагировали Мадонна, Том Джонс, Элтон Джон? Они смогли бы себе такое представить? Или обратиться с подобной просьбой к правительству.
Сформировалась тривиальная ситуация. Столкнулись две русские культуры.
НО.
Одна из них — это культура достоинства, а другая — культура сервильности.
Одна — культура правды, другая — культура лжи.
Одна — культура человека, другая — культура государства.
Одна — культура гражданского митинга, другая — культура лужниковского путинга.
И наконец, мы часто повторяли известную фразу "Когда я слышу слово культура, я хватаюсь за пистолет". (В оригинале: "Когда я слышу о культуре, я снимаю с предохранителя свой браунинг".) Ганс Йост посвятил её Гитлеру.
Нынешние духоподъёмники, выступая против нацизма на словах, на деле стали поборниками культуры с пистолетом и даже с ядерной кнопкой. Мне кажется, что они отошли от понимания того, что культура должна поднимать и созидать. Тогда это культура цивилизации. А культура, героизирующая насилие и разрушение, — это культура варварства.
И два слова о мастерстве.
Многие песни прошлого, несмотря на идеологию, всё же оперируют художественными образами. И не являются примитивными агитками. Какие художественные образы стоят за словами:
"Не от Cavalli меня ковали,
Меня ковала Россия-мать"
Еще у той же исполнительницы:
"Пока ругает кто-то на диване президента,
У нас растёт могущество страны"
Или абсолютно безобразная песня на слова И.Р. Резника в исполнении Маши Распутиной "Когда мы вместе" про вставшую с колен Родину, да ещё и в сопровождении детского хора.
Это Великая Русская Культура, которую они взялись защищать?
Но коль речь зашла о ней, то на память приходит моя реакция на сообщение в социальных сетях о том, что А. Дюжеву за его известную патриотическую ИСТЕРИЮ о Родине с надрывом и вставанием зала вместо обещанного миллиона заплатили триста тысяч рублей.
Я ответил, что если это правда, то с позиций Великой Русской Культуры режиссёр посмотрел на это действо и сказал:
"НЕ ВЕРЮ!"
А это уже совсем другая история.