Легко представить, как сейчас довольны "силовики", которых Путин отрядил "навести порядок" после московских протестов, событий в Беларуси и митингов в поддержку Навального. (Именно улица - тема ночных кошмаров коллективного "патрушева-бортникова").
Представляю, как они друг другу говорят: "Почему мы раньше этого не сделали? Да, советская модель, но она работает. И эффективнее сурковских манипуляций".
Стоило заблокировать сайты "нежелательных" медиа-структур Ходорковского, как он их распустил из-за "высоких рисков для журналистов". Стоило упрятать за решётку Навального и объявить ФБК со штабами "экстремистскими организациями", как штабы самораспустились под угрозой уголовных дел. (Половина бывших глав штабов уже репрессированы).
Стоило повесить на Соболь "санитарное дело", как она с браслетом на ноге - уже борется с режимом в четырёх стенах. Не говоря уже о бежавших из страны политиках, журналистах и активистах (от Гудкова до "Пусси"), которые представляли хоть какую-то угрозу.
Режим сделал выводы из Московских протестов и вместо резонансных снятий кандидатов просто отсекает оппозицию на стадии регистрации.
Тотальная зачистка удалась и "беларуский вариант" кремлю не грозит. Это как если бы Лукашенко посадил Тихановскую и Колесникову до выборов, не дожидаясь фальсификаций и протестов. Чтобы народ не возмущался, надо просто не давать ему повода. А превентивные аресты оппозиции поводом, конечно, не являются.
В этом смысле Путин может спать спокойно, "силовики" с задачей справились.
Новый этап "кляпа во рту" может продлиться довольно долго. Его можно назвать "советским", когда на место фейковых институтов и манипуляций ("суверенной демократии") приходит один институт - машина репрессий.
Это новая реальность и новая повестка, о которой с уверенностью можно сказать несколько вещей.
Во-первых, это надолго. Успех "силовиков" заставляет Путина полагаться на них и дальше. Но это билет в один конец, потому что после думских "выборов" отката к технике манипуляций уже не будет. Так что, обществу предстоит иметь дело с репрессивной стратегией до конца жизни (режима или оппозиции).
Впору перечитывать "Бодался телёнок с дубом", когда противодействие "вечному" режиму являлось актом личного и одинокого геройства. (Впрочем, дуб оказался довольно трухлявым).
Сегодня переход к массовым убийствам (отравлениям) и заход "силовиков" на идеологическое поле (театры, спектакли, культура в целом - под предлогом "национальной безопасности") - это явный захват коллективным "патрушевым-бортниковым" новых сфер влияния.
Режим переходит к тотальным формам контроля и собирается "что-то подправить в консерватории", ища причины уличных угроз в культуре и образовании. (На очереди, видимо, зачистка книжных полок). Интересно, насколько далеко "фельдфебели" зайдут в командовании "вольтерами".
Однако, не факт, что советский тотальный контроль будет эффективным в век интернета и открытых границ. А совсем уж ломать интернет режим не готов в силу массового озлобления, которое это вызовет.
Иначе говоря, сегодня очевидны две вещи.
Именно "силовики" назначены смотрящими за "транзитом власти" 2024 года и гарантами "вечного путина". Эту роль единственных хозяев они уже не отдадут. И во-вторых, только массовый социальный взрыв вернёт оппозицию к реальной общественной жизни.
Когда в провинции "жрать будет нечего", страну накроет задержка зарплат, а на обесцененные пенсии можно будет купить только "борщевой набор" без мяса и моркови, - тогда политика вернётся в Россию.
А пока - "ледниковый период", время мужества для одиночек и личного противостояния пыточной машине.
До 2024 года (минимум) всё в нашей жизни будет связано с этой машиной. Провалы тайных отравлений никого не остановят. Наоборот, техника "странных смертей" может быть особенно востребована в России (по примеру "суицида" Виталия Шишова и "болезни" Навального), поскольку следствие - это правая рука того же тела, которое убивает левой. Фабрика ядов фсб будет дымить и дальше (безобидный Быков не даст соврать).
Путин с Лукашенко заняты взаимным обучением, вглядываясь в опыты друг друга (сажать, травить или вешать?).
Самое опасное, что режим, очевидно, пришёл к выводу, что самым эффективным механизмом стабильности является ликвидация угроз на ранних этапах. Не борьба с последствиями: разгоны палками и громкие процессы (слишком бьёт по репутации и баламутит массы), а ликвидация на подступах к проблемам (тайные убийства, лишение избирательного права, блокировка сайтов, выдавливание из страны, цензура в культуре).
Это ставка на превентивный удар, когда политикам навязывают роли диссидентов, место которых на кухне.
Поскольку "народ безмолвствует" и даже готов ставить памятники Сталину, - то путь превентивного удара ("бей первым в подворотне") кажется режиму решением проблемы. Это означает советский формат тотального контроля.
Но снимает ли "немая оппозиция" главные угрозы? "Отнюдь", - как говорил один политик в 90-е.
В конце-концов, "страну советов" развалили не диссиденты (с идеалами свободы и более чем скромным влиянием на общество), а пустые прилавки, тошнота от лживой пропаганды и буржуазные соблазны "западной жизни".
Но как только непутёвая путиномика не сможет обеспечить народным массам минимального набора сладкой жизни (лишив привычного дохода от сырьевой ренты), массы моментально вспомнят о "правах" и выбегут на площадь, затоптав вчерашнего гаранта.
В условиях террора нужно ждать социального взрыва, как единственного способа вернуть в страну реальную политику.
Социальная волна должна прийти на смену политической. Она-то и будет девятым валом (точнее сказать, наложение этих волн).
Любой неизбежный провал путиномики (санкции, цены, инфляция, нищета, падение уровня жизни) это не только удар по зубам режима, по войне, милитаризму, бесправию и репрессиям, - но и приближение конца воровской системы (а значит и точка возврата России в Европу).
Видимо, придётся пройти через "ножки Байдена", кредиты МВФ на преодоление разрухи, через руины воровского государства. Но это цена за "особый путь", который всегда кончался для России имперским тупиком.
Мы - в самом начале той фазы развала, когда режим может опираться только на решётки и наручники. Впереди новое падение уровня жизни, миллионы нищих, развал производства и социальная смута. И как результат - новые волны насилия.
Но любые нарывы (затянутые "скотчем" репрессий) всё равно должны быть вскрыты. Только с помощью скальпеля можно очистить себя и вернуться к здоровой жизни.
А пока - выбор и путь личного мужества и одинокого противостояния системе. Но именно так (медленно, мучительно) и возникает представление о ценностях свободы, за которую приходится платить, чтобы никогда не отдавать её в будущем.
! Орфография и стилистика автора сохранены