Когда путинизм станет предметом изучения историков (надеюсь, в скором времени), важно не упустить в исследовании его фундамента такую его опору как квазигражданское общество, в котором как грибы расплодились разнообразные патриотические тоталитарные секты.
Весь минувший 2015 год отмечен активностью двух самых заметных из них: "зиновьевцев" и "изборцев-прохановцев". Обе секты обильно представлены в медийном пространстве, причем, их присутствие идет в последние годы по нарастающей.
Зиновьевский клуб вообще создан как "экспертная исследовательская площадка МИА "Россия сегодня" для формирования "справедливого образа России в мире" в противовес либеральной и неолиберальной псевдодемократической пропаганде". Поэтому каждый день на первой странице сайта главного государственного информагентства РИА Новости в обязательном порядке размещаются две-три статьи членов Зиновьевского клуба: Владимира Лепехина, Дмитрия Куликова или Ольги Зиновьевой. Куликов, тот в последние два года стал телезвездой, практически не вылезающей из студий Соловьева и Толстого.
Члены Изборского клуба это вообще сплошь телезвезды. Александр Проханов, Николай Стариков, Михаил Делягин – благодаря многочисленным ток-шоу российского ТВ они стали фактически членами семей миллионов россиян. Плюс газета "Известия", которую можно считать органом Изборского клуба. Я уже не говорю о прохановской "Завтра". Так что по части медийного ресурса изборцы помощней зиновьевцев будут.
Один из самых сложных вопросов, на который предстоит ответить будущим исследователям, это вопрос о том, в чем между ними различия. Почему, например, Андрей Фурсов, явный поклонник покойного Александра Зиновьева, числится в "изборцах", а в составе Зиновьевского клуба вроде бы не замечен. Ответить на этот вопрос будущим историкам будет не менее сложно, чем на вопрос о различиях между нынешними думскими партиями. В чем, например, политические различия между единороссами и справедливороссами? Попробуйте найти хоть одно политическое различие между коммунистом Бортко и эсеркой Драпеко? Или между Мироновым и Железняком?
У обитателей планеты Плюк в фильме "Кин-дза-дза" для того, чтобы отличить чатланина от пацака, был всегда с собой специальный индикатор. Индикатора, позволяющего различать изборцев и зиновьевцев, не изобрели, поэтому их просто надо знать. Как неправильные глаголы.
Впрочем, один индикатор есть. Это личность главы Изборского клуба Александра Проханова. Путинская эпоха отличается надуванием мыльных пузырей. Собственно, она и носит имя главного мыльного пузыря, раздутого из микроба человеческого в фигуру планетарного масштаба. С Прохановым та же история. Фигура совершенно карикатурная, способная вызвать максимум разве что брезгливое опасение своим антисемитизмом и патологической кровожадностью, вдруг надута до размеров "великого писателя, философа и мыслителя земли Русской". Главная заслуга в осуществлении этого пневматического чуда принадлежит, несомненно, Владимиру Соловьеву, который этот процесс "надувания фигур и репутаций" поставил на конвейер и мог бы открыть музей, в котором, как в музее восковых фигур, стояли бы созданные усилиями Соловьева публичные фигуры политиков, экспертов, философов и писателей.
Минувший 2015-й был для Изборского клуба и его председателя весьма напряженным. Во-первых, надо было переварить 10 миллионов рублей президентского гранта, выделенного для того, чтобы Изборский клуб разъяснил "Что есть Русский мир" (так написано в заявке на грант, под которую выданы деньги). Деньги, конечно, небольшие, поэтому, видимо и разъяснение вышло каким-то невнятным. Еще в 2014-м с Русским миром была какая-то ясность: вот, украли Крым, прижали к сердцу святую Корсунь, сейчас оттяпаем пол-Украины, назовем ее Новороссией и будет нам Русский мир, соборный и симфоничный. А тут с Новороссией как-то не заладилось, потом в составе Русского мира Сирия какая-то с некими туркоманами образовалась, короче, каша и бестолочь, а не Русский мир. Виновата, конечно, скаредность чиновников: разве можно на такое дело гроши выделять? Как можно за какие-то жалкие 10 лимонов такую глыбу как Русский мир разъяснить? Тут и 10 ярдов не хватит…
Много хлопот в минувшем году у Проханова было и в связи с реализацией его главной затеи: соединить идеи православия, ислама, Орды и коммунизма, а символом этого нового русского единства должна стать канонизация Сталина.
С этой целью в мае 2015-го по заказу Изборского клуба была изготовлена "Державная икона Божьей Матери", на которой центральной фигурой был Сталин в сопровождении советских маршалов. С этой иконой Проханов весь 2015 год мотался по России, пытаясь ее всучить, сначала в Белгородской губернии на дне памяти Прохоровского сражения, затем в Саратовской области, где писатель вознамерился подарить сие замечательное изделие сотрудникам Энгельсской авиабазы. Но, к чести аппарата Русской православной церкви, везде ее представители проявили конфессиональное чутье и дали отпор изборской ереси. Несмотря на то, что Проханов всюду таскал с собой своего карманного попа Афиногена, который пытался служить молебны с иконой со Сталиным, чиновники РПЦ, справедливо рассудили, что если попытки Проханова утвердить в России новую религию сталинизма реализуются, то РПЦ придется потесниться, поэтому притязания Проханова были отвергнуты.
Если в секте изборцев создается новая религия сталинизма с главным пророком в лице Проханова, то у зиновьевцев в роли источника истины выступает, естественно, покойный Александр Александрович, а в роли главного пророка, уполномоченного вещать от его имени, вдова, Ольга Зиновьева.
Сам Александр Зиновьев, в отличие от всех упоминаемых в этой колонке персонажей, фигура масштабная и по-своему трагическая. Фронтовик, в прошлом антисталинист, крупный логик, один из основателей Московского логического кружка, участниками которого были Борис Грушин и Мераб Мамардашвили. Я начал учебу на философском факультете МГУ спустя год после увольнения Александра Зиновьева, но дух свободного научного поиска еще витал на кафедре логики, которую он возглавлял несколько лет.
Идейная эволюция Зиновьева немного похожа на ту, что прошел Солженицын: от борца с ГУЛАГом до отрицания идей свободы и поддержки имперского курса Путина. Впрочем, Зиновьев, даже в своем трагическом отказе от идей свободы был сложнее Солженицына, его больше заботило не имперское "обустройство России", а судьбы мира, которые он понимал, естественно, весьма своеобразно. "Даже сейчас, после трагической гибели России, для меня главной тревогой стала судьба именно западноевропейской цивилизации. То, что Россия обречена на гибель, мне было ясно с самого начала послевоенной истории". Это сказано Зиновьевым в 2006-м, в год его смерти.
То, что у Зиновьева было результатом мучительного и бескорыстного поиска истины, для членов Зиновьевского клуба стало мелким бизнесом. Зиновьевец Владимир Лепехин на протяжении нескольких лет пишет колонки, в каждой из которых уныло повторяет мантру о неизбежной гибели Европы.
Дмитрий Куликов участвовал в избирательных кампаниях половины действующих политиков Украины, а с другой половины брал деньги за политические консультации. И после того как уже самым тупым украинским политикам стало ясно, что следование советам Куликова ведет к политической смерти, этот видный член зиновьевского клуба переехал в Россию и открыл новый бизнес. Теперь он на деньги российских налогоплательщиков рассказывает им, какой ужас творится в Украине и как они должны быть благодарны Путину, что он спасает от этого ужаса Россию.
Вдова Зиновьева, Ольга Мироновна, решила не только хранить память о муже, но и творчески развивать его идеи. И если Александр Зиновьев даже в своих заблуждениях оставался все-таки мыслителем, то опыт Ольги Мироновны лишний раз подтвердил ту истину, что интеллектуальные способности, которые, как известно плохо передаются по наследству, половым путем не передаются вовсе.
Патриотические тоталитарные секты позднего путинизма, изборская и зиновьевская внешне выглядят довольно безобидно, даже несмотря на то, что от изборской довольно ощутимо разит запахом фашизма (Дугин) и сталинизма (Стариков). Иллюзия безобидности возникает от ложной убежденности, что такие потешные фрики никогда не смогут воплотить свои чудовищные идеи в жизнь. Сотню лет назад такие же забавные сектанты спокойно подобрали власть в России, оброненную по небрежности прямо в грязь. Стало не до смеха. Сегодня никто не знает, как именно будет отстранена от власти банда Путина. Важно, чтобы при этом власть не оказалась снова на земле, где ее могут опять подобрать всякие смешные фрики.
! Орфография и стилистика автора сохранены