Крымский кризис мне очень напомнил кризис Берлинский 1961 года. Тогда, 13 августа, пытаясь остановить массовое бегство из ГДР в ФРГ через Берлин, разделенный на четыре зоны союзников, но открытый согласно Постдамским соглашениям 1945 года, внезапно установили ограждения из колючей проволоки, скоро замененной на капитальную стену с автоматами-самострелами. Это было вызывающее нарушение соглашений союзников о статусе Германии и Берлина.

Молодой президент-реформатор Джон Кеннеди ограничился тем, что приехал в Западный Берлин и выступил на митинге со словами Их бин айн Берлинер  (я – берлинец). Поскольку, по соглашениям, патрули союзников могли беспрепятственно передвигаться по всему Большому Берлину, в середине октября 1961 американцы попробовали пересечь линию раздела. Их не пустили. Навстречу выдвинулись американские и советские танки. Но начать мировую войну Кеннеди не решился. Хрущев и его маршалы правильно рассчитали, что молодой президент-реформатор не решится на резкие действия. Кеннеди утерся. Но пощечина горела слишком сильно. И через год, когда обнаглевший Хрущев разместил ракеты на Кубе. И тогда Кеннеди рассвирепел и начал блокаду Кубы. На этот раз отступил СССР.

Результатом стала грандиозная гонка вооружений. СССР от концепции региональной военной державы перешел к концепции глобальной сверхдержавы, что и погубило его экономику.

Зато Запад только выиграл в стратегической перспективе. Еще Илья Эренбург, живший в Берлине в начале 20-х, отмечал, что и тогда западный Берлин был "Западным" (буржуазным) – причина в розе ветров. Заводские дымы тянуло в бедные районы, застроенные Бисмарком домами-казармами. Берлинская стена избавила Западный Берлин от "лишнего" пролетариата, восприимчивого к левым идеям. Недосягаемый Западный Берлин стал для населения ГДР воплощением земного рая. Нарыв разрастался 28 лет и лопнул антикоммунистической революцией снесшей Стену. А Стена была превращена в символ тоталитарного варварства, идеологической импотенцией коммунизма в Европе.

Вывод советских ракет с Кубы поссорил Москву и Гавану ровно на те критические годы, когда была угроза революционной детонации на Центральную Америку и Мексику, в тех условиях, смертельные для США. Следующей потерей стала только Никарагуа – через 17 лет. Но тут урок – не сохраняй у власти уродов типа Сомосы.

Сегодня Украина превращена в общеевропейский Берлин. Задача Запада в новой холодной войне превратить ее не только в вал на пути российской экспансии, но и в витрину восточно-славянских реформ и демократии. Кеннеди поплатился в 1961 году за то, что предыдущие американские администрации не уделяли берлинской проблеме нужного внимания. Крымское унижение Запада – плата за то, что Евросоюз не оценил геополитическую важность Украины как важнейшего рубежа на восточном краю Европы и за иллюзии в возможность цивилизовать путинизм. Крымский урок будет учтен Западом также, как полвека назад был учтен Берлинский. А Крым стал вечным политическим и экономическим нарывом на теле путинской империи.  

Евгений Ихлов

Livejournal

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter