Договор предусматривает иное разграничение предметов ведения и полномочий в отдельных сферах, чем установлено действующим федеральным законодательством. В частности, договором определяется, что федеральное правительство и кабинет министров Татарстана заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, и по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Государственную думу.
Устанавливается право органов государственной власти Татарстана оказывать по согласованию с федеральным правительством государственную поддержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории республики, общегражданский паспорт гражданина Российской Федерации с вкладышем на государственном языке Татарстана и с изображением государственного герба этой республики.
Кроме того, в договоре закреплено, что для кандидатур, вносимых на замещение должности высшего должностного лица Татарстана, предусматривается дополнительное требование - владение обоими государственными языками, то есть русским и татарским, причем оговорено, что это владение "устанавливается в заявительном порядке".
Срок действия Договора рассчитан на 10 лет со дня вступления его силу.
По переписи 2002 года татары составляют 52,9 процента населения республики, а русские - 39,5 процента.
Как сообщалось ранее, договор между федеральным центром и Татарстаном был одобрен Госсоветом республики в октябре 2005 года. В начале ноября 2006 года Владимир Путин внес его на утверждение в Госдуму, которая одобрила договор 9 февраля 2007 года.
Однако 21 февраля Совет Федерации отказался утвердить договор. При необходимых 90 голосах документ поддержали лишь 13 сенаторов, 93 были против, 15 - воздержались. Отклоняя документ, сенаторы отметили, что отдельные положения договора дублируют нормы Конституции. По мнению сенаторов, из закона об утверждении договора, как и из самого договора "не следует, какими особенностями и в какой мере обусловлено иное, чем установлено, разграничение полномочий с Татарстаном", а, следовательно, "основания для заключения договора с республикой Татарстан не определены".
Еще до первого одобрения документа в Думе спикер Совета Федерации Сергей Миронов утверждал, что договор может спровоцировать "парад суверенитетов". Кроме того, против утверждения договора выступали представители различных фракций.
На заключение подобного договора с федеральным центром также претендовала Чечня, которая не подписала федеративный договор о разграничении полномочий, заключенный с 46 регионами в 1992 году. Однако президент Чечни Рамзан Кадыров за несколько дней до своего вступления в должность пообещал отказаться от идеи подписания договора, согласившись на то, чтобы Чечню уравняли с другими субъектами федерации.