Рязанский сенатор то ли по незнанию, что для главы Комитета по делам федерации и региональной политики странно, то ли в силу каких-то иных обстоятельств "перевел все стрелки" на регионы. Хотя в развале национальной политики виновата, скорее, федеральная власть, упразднившая в 2001 году профильное министерство национальностей. С тех пор региональные структуры управления "националкой" действительно вынуждены работать вне общей программы национальной политики, потому что ее – программы, нет.
Интересно, что Алтынбаев сразу же предложил заложить в бюджет 2008 года деньги на осуществление национальной политики и деятельность национально-культурных автономий. Возможно, в этом и кроется секрет бурной деятельности Совета Федерации по национальному вопросу. В преддверие выборов, когда часть властной элиты откровенно заигрывает с ксенофобскими настроениями в российском обществе, есть смысл выбить из бюджета средства под "национальную политику". Ведь бороться с национализмом, сепаратизмом, шовинизмом и другими "измами" удобней на бюджетные деньги. А уж всемерно поддерживать национально-культурные автономии – организации диаспор (например, белорусов в Якутии или башкир в Архангельской области), которые пару раз в год собираются попеть-поплясать на каком-нибудь этническом празднике, сам бог велел. Возможности для освоения бюджетов открываются просто фантастические.
Кроме того, Алтынбаев – "заклятый друг" президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Совсем недавно Совет Федерации не поддержал подписание "Договора о разграничении полномочий между Федерацией и Республикой Татарстан". Окончательное перераспределение полномочий по реализации национальной политики от регионов к Центру существенно ударило бы по амбициям Шаймиева.
Но главное даже не это. Россия все еще позиционирует себя как многонациональная страна, как федерация, сочетающая в себе административно-территориальную форму устройства регионов с национально-территориальной. Однако за все годы путинского режима так и не выработала единых принципов национальной политики: как мы выстраиваем взаимоотношения Федерации и национальных регионов, какую роль должны играть национальные меньшинства в многонациональной российском обществе, как сочетается принцип территориальной автономии с национально-культурной и так далее.
Решить национальные проблемы и развивать межнациональный диалог выстраиванием очередной вертикали органов бюрократического управления, скорее всего, не удастся. Да, существование министерства по делам национальностей лучше его отсутствия, но даже оно не в состоянии решать проблемы оперативно и гибко.
В России этнические меньшинства составляют небольшой процент от всего населения. К тому же большинство народов имеют исконную территорию проживания. Так что было бы продуктивным передать часть функций по реализации национальной политики на уровень муниципалитета. Такой опыт был в Советской России 20-30-х годов, когда создавались национальные сельсоветы, волости. В 90-е также велись отдельные попытки приблизить "национальную политику к народу". Например, в Карелии учредили национальную волость вепсов.
Однако вот уже восемь лет мы де-факто наблюдаем постепенное наступление на автономии со стороны Центра. Это и перераспределение финансовых потоков, в результате чего регионы (все, а не только национальные) утрачивают экономическую самостоятельность и напрямую зависят от решений Москвы. Так уже было в Советском Союзе, когда вопрос обеспечения детских садиков кроватками в Биробиджане решался в Кремле. Говорить о неэффективности данного пути даже не приходится. Это и политическое давление – ликвидация национальных округов, отказ от развития национальных алфавитов на основе иной, кроме кириллической графики (как будто она может подходить сразу всем) и еще много чего подобного.
Кремлевским пора определяться. Хотите строить империю или русское государство, так и объясните национальным регионам, что они вам более не нужны. Правда, в этом случае цивилизованный развод предполагает свободное волеизъявление народов по вопросу того, а стоит ли им оставаться в составе государства "только для русских". А если все эти телодвижения не более чем предвыборная риторика вкупе с желанием сесть на денежные потоки, то тем хуже для "элиты", национальные конфликты – иррациональны и неуправляемы. Кондопога – тому хороший пример.
Вы можете оставить свои комментарии здесь