Но понимаю Эдуарда Эргартовича. Нам эта Европа со Страсбургским судом, как кость в горле. Думаю, как бы этого новоявленного борца с европеизмом в лучших намерениях поддержать, от ошибок предостеречь. И тут – звонок на мобильник. Он, Эдуард Евразийский.
– Извини, – слышу в трубке знакомый голос, – лично прибыть не могу. Готовлю большую европейскую презентацию. Уже нашел баянистов...
– Да бог с ней, с презентацией! Объясни толком, что затеял! Неужели на тети Валину европейскую гастроль так остро отреагировал?
Он, все, как по тексту тассовки, выкладывает:
– Екатеринбург должен стать столицей Евразии. Для начала – Евразийский суд вместо суда Европейского по правам человека. Нечего ездить в Европу, чтобы решать свои проблемы. Мы другая цивилизация. Европейцы нашего менталитета и наших традиций не понимают... Я этого, Питирим, еще никогда не говорил – теперь только решился.
– Помнишь, – говорю, – как в январе 2000 года мы с тобой и нижегордским губернатором Скляровым стояли возле "Президент-отеля"? Только что от имени инициативной группы граждан выдвинули Владимира Владимировича в президенты, решали, где бы отметить. И тут какая-то журналисточка подкатилась, с микрофоном, с камерой: что, как, от чьего имени созвана группа граждан? Скляров начал отвечать, невнятицу какую-то политически опасную понес, а ты его одернул: "Ты, Иван, наговоришь. Не говори много..." Золотые слова! Напоминаю их тебе, Эдуард Эргартович. Проще говоря, не болтай лишнего! Ты уже раз отличился – Ельцин тебя за Уральскую республику снял. Еле вывернулся.
Молчит. Дышит в трубку. Сознает мою правоту.
А с другой стороны, думаю, совсем не наивен Эдуард Эргартович – выказал единство взглядов с кем следует. И вовремя. Президент о подлости европейских чиновников говорил? Говорил. Даже президенту ФИФА жаловался. Лавров о Европейском суде высказался? Как только сел в кресло председателя Совета Европы, в первый же день. И Грызлов опять же: демонстративная политизация и все такое. А этот сидит на Урале, за тысячи километров, как хозяйка медной горы, а столичные веяния чувствует. Но оформляет грубовато. Хотя форма, в конце концов, не главное.
– Ладно, – говорю, – не бери в голову. По большому счету ты прав. Встретимся – обсудим поподробнее.
– Спасибо, – говорит, – Питирим, за поддержку. Буду в Москве – первым делом к президенту, потом сразу к тебе...
А что, размышляю, может и есть в прожекте сермяжная правда? Сколько можно: презумпция невиновности, строгое следование закону и прочее? Может, и впрямь пора вершить суд и расправу в соответствии с национальными традициями, проще, по понятиям? Прямо сказать: да, мы законами слегка пренебрегаем, и собственными, и конвенциями всяческими, но обычаям предков верны! Так и врезать: посадка Ходороковского менталитету народа соответствует! В цивилизацию нашу особую, послемонгольскую, вписывается!
Там, у них, на континенте с чуждым менталитетом, сначала создали Европейское сообщество, потом подписали Конвенцию по правам человека и только после этого создали Европейский суд. Дабы приструнить национальные суды, которые попирают права граждан.
Мы пойдем другим путем. Мы сначала создадим Евразийский суд. А потом подпишем конвенцию в защиту прав суда и иных государственных институтов: Россия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения... Судить станем не за нарушение законов, а за попрание евразийских традиций, за пренебрежение государственническим нашим менталитетом. Карать граждан, которые посягают на достоинство государства и суда, будем сурово!
Здорово! Но как-то не возвышенно, не духовно ... Вот у Проханова хорошая идея: Псков – духовная столица Россия. Город славный, тихий. Церкви кругом... Может, еще какие идеи? Нет, похоже, тема исчерпана. Тем более что весна кончилась...
Все события и персонажи являются вымыслом. Любые совпадения случайны.