Все это вполне вписывается в русло "яблочных" установок. "Яблоко" открыто заявляет, что намеревается стать базой для объединения российских демократов. Более того, в программных документах, которые раздали всем делегатам съезда "Зеленой России", даже назван конкретный срок - июнь. Почему, спрашивается, именно июнь, а не, скажем, август или сентябрь? Как за оставшиеся полтора месяца можно завершить переговоры, которые идут столько, сколько существует cамо "Яблоко".
То, что объединение с главным заклятым союзником - Союзом правых сил - проходит все еще непросто, очевидно. Слухи об очередной ссоре лидеров двух партий появляются постоянно, и от воскресного съезда очень многие наблюдатели ожидали скандала. В "объединительном экстазе" Явлинский мог наговорить много лишнего, поставив под вопрос дальнейшие переговоры, но он повел себя максимально холодно и корректно, четко обозначив свои интересы. В своей речи Григорий Алексеевич отметил, что очень заинтересован в объединении с экологами, с солдатскими матерями и с некоторыми правозащитными организациями, объединению же с СПС мешают неразрешимые противоречия, в том числе оценка ключевых для современной России исторических событий.
Явлинский специально подчеркнул, что необходимо вернуть доверие в глазах россиян, пересмотрев итоги "грабительской приватизации" начала девяностых, проведенной Чубайсом. А его заместитель Сергей Митрохин отметил, что ведению переговорного процесса серьезно мешают "определенные личности" с очень неоднозначным политическим прошлым и еще более неоднозначным политическим будущим, ради которого они вполне, по мнению Митрохина, готовы жертвовать общими интересами. С остальными представителями демократического лагеря – Касьяновым, Рыжковым и Каспаровым - переговоров пока не ведется, потому как "они сами не делают первого шага навстречу".
Тем временем в том же экологическим движении у слияния с "Яблоком" было очень много противников, около 10 тысяч региональных активистов, возглавляемых Константином Разбашем и Еленой Васильевой. Они были намерены объединиться с Гарри Каспаровым и Объединенным гражданским фронтом, - Васильева возглавляет мурманское отделение ОГФ. Сам Гарри Каспаров собирался присутствовать на воскресном съезде, хватало и людей, желающих его видеть, но против выступил лидер "Зеленой России" Алексей Яблоков. Он заявил, что съезд закрыт для гостей, а Явлинский и Митрохин - партнеры.
Подобное нелестное отношение к СПС и, тем более, к другим, более оппозиционным политическим силам, не может не вызывать вопросов. Источник, близкий к руководству демократических партий, правда отметил, что о каком-то реальном диалоге, скорее всего, можно будет говорить лишь после того, как обе партии перерегистрируют. "Яблоко" практически уже завершило этот процесс, СПС еще только начинают проверять. Хотя "правые" твердо уверены в своих региональных отделениях, но кто в нашей стране может быть в чем-то уверен твердо?
Но прежде всего удивляет то, как резко вдруг усилилась политическая активность Явлинского. Еще совсем недавно он практически не появлялся ни на массовых мероприятиях, ни на пресс-конференциях. Периодически люди даже удивлялись, а где он вообще находится. А тут вдруг – веселый, с далеко идущими планами и перспективами. Пока СПС ведет переговоры, он набирает в себе в партию реальных сторонников. Кроме того, по информации, поступающей из разных источников, в региональных отделениях "Яблока" неожиданно появились деньги, которых не было очень долгое время.
В июле в Санкт-Петербурге пройдет саммит "большой восьмерки" и на фоне этого действительно важного для Кремля события запланированное на июнь появление объединенной демократической партии во главе с Явлинским может прийтись весьма кстати. Высоким гостям с Запада обязательно надо показать, что в России все в порядке и с демократией и с оппозицией. Что вместе объединились экологи, и правозащитники, и даже какие-то партии, а лидер оппозиции давно проверен. Григорий Явлинский, которого не только в привластных кругах, но даже по телевизору уже называют самым перспективным демократом, подходит на эту роль отлично.
Другое дело, что при наличии перспектив стать лидером "карманной оппозиции" Явлинскому вряд ли потребуется объединение с СПС, а уж тем более объединение с ОГФ и другими, действительно оппозиционными силами, которые не собираются найти приют под крылом Администрации.