Эти сомнительные "достижения", похоже, не смущают судебные власти, которые не признают справедливости раздающихся в их адрес упреков и отрицают, что в России часты случаи предвзятого рассмотрения дел, проявления необъективности и несоблюдение законности. Мол, обвинения эти бездоказательны, и проигравшая сторона всегда недовольна.
Ежегодно в квалификационные коллегии поступает более 22 тысяч жалоб на незаконные действия судей. Однако из-за закрытости судебной системы и недоступности для изучения материалов судебных дел, а также сведений о содержании этих претензий, публичных доказательств несоблюдения законности действительно недостаточно, но отнюдь не мало. Разрозненные свидетельства безнаказанных нарушений при отправлении правосудия продолжают постепенно накапливаться.
В поисках объективных доказательств, характеризующих качество работы судов, эксперты Ассоциации юристов "За гражданские права и правосудие" провели анализ единственно доступной информации из базы данных на сайте Верховного суда РФ о поступивших и рассмотренных надзорных жалобах в судебной коллегии по гражданским делам. И вот что выяснилось.
Во-первых, "высокие" судьи почти планово не соблюдают установленного законом двухмесячного срока для рассмотрения жалоб. Так, независимо от того, сколько жалоб поступило в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда в тот или иной месяц, в установленный срок рассматривается 70 %. В последующий, третий, месяц рассматривается еще порядка 8 % жалоб, дальше – единицы в неопределенный по длительности срок.
В то время как рассмотрение одной части надзорных жалоб откладывается на неопределенный срок, иногда измеряемый годами, рассмотрение и принятие решений об истребовании дел по другой части осуществляется в немыслимо рекордные сроки - от одного до нескольких дней. Какими принципами, в данном случае, руководствуется правосудие, отдавая предпочтение одним жалобам перед другими, остается загадкой.
Во-вторых, статистический анализ показал, что максимальное количество жалоб рассматривается на 5-8 день с момента их поступления. Причем при рассмотрении жалоб в указанный период количество истребуемых дел доходит до 12 %, в то время как в среднем этот показатель всего 3,5 %. В эти дни "золотой лихорадки" рассматривается порядка 30 % от числа поступивших жалоб. Так значит своевременное рассмотрение всех жалоб в установленный законом срок возможно.
В третьих, если из общего количества рассматриваемых надзорных жалоб для изучения судебной коллегией по гражданским делам истребуется всего 3,5 % дел, то впоследствии требования о пересмотре дел удовлетворяются и вовсе в отношении 1,1 % жалоб. Эти цифры говорят о том, каковы реальные шансы обычных граждан на пересмотр дела в Верховном Суде РФ. Многочисленные отказы Верховного Суда в истребовании дел, имеющиеся в распоряжении Ассоциации юристов, сформулированы так, что становится очевидно: судьи надзорных инстанций часто не рассматривают по существу доводы и аргументы даже самых серьезных жалоб, делая обычные отписки об отсутствии при принятии судебных постановлений существенных нарушений норм права.
Все это подтверждает серьезность и обоснованность сомнений в защищенности прав граждан на справедливое судебное разбирательство. Действительно, можно ли ожидать эффективной работы от нижестоящих судов, если даже самая обеспеченная в финансовом и организационном плане высшая судебная инстанция позволяет себе строить работу не столько в интересах независимого и справедливого правосудия, сколько с учетом интересов и влияния различных околосудебных сил.
А поскольку проблема законности в судах не значится среди важнейших национальных проектов, Россия в ближайшие годы, видимо, продолжит лидировать в числе стран, чьи граждане в массовом количестве вынуждены добиваться правосудия в Европейском суде, безуспешно исчерпав все возможности внутригосударственной защиты.