Чего только стоит статуэтка, врученная главному телеакадемику - Владимиру Познеру. "Я, честно сказать, не ожидал", - как-то виновато произнес Познер и бысто удалился со сцены. Может быть, ему и в самом деле было неудобно, но сути это не меняет: жюри руководствуется простым правилом - зачем выбирать чужих, когда и свои вполне ничего.
Вот и получается, что количество "Орфеев" никак не зависит от качества работы канала. Завит оно от совсем иных показателей. Например, от номера кнопки. "Первый канал" - он и в "Орфеях" первый. Затем следует "Россия", потому что кнопка у нее вторая, замыкают уже всяческие НТВ, Ren-TV, ТВ-Центры и прочие обладатели меньших бюджетов. Логика простая и очевидная.
Раньше эта логика жюри главной российской телевизионной премии изредка все-таки приводила к корпоративным скандалам. Так, в 2003 году Академии российского телевидения пришлось пересмотреть результаты голосования аж в трех номинациях: "Музыкальная программа", "Программа для детей" и "Просветительская программа". Если вначале две из трех статуэток достались "Первому каналу", то после пересчета голосования пришлось их вернуть "Культуре". Из-за многочисленных недоразумений и кривотолков, академии за одиннадцать лет пришлось дважды менять технологию проведения голосования. Утвержденную этим летом "открытую" процедуру голосования Владимир Познер назвал "беспрецедентной" - рядом с фамилией каждого из номинантов высвечивались фамилии академиков, отдавших за него свой голос. Изменился и процесс работы самих академиков. Теперь лучшего выбирает не весь состав АРТ, а случайно отобранные компьютером "тринадцать злобных зрителей". Сокращение числа выборщиков – это прежде всего попытка избежать повторения 2003 года, как объяснил все тот же Познер, - тогда результаты оказались ошибочными из-за того, что не все из 42 академиков голосовали одновременно. Кто пульт уронил и сломал, а кто воздержался.
Теперь уже не стоит ждать и скандала. Дело вовсе не в количестве голосующих и уж тем более не в высоких и хрупких технологиях. Просто на российском телевидении уже настолько все неладно, что даже скандалы не помогут: телевизионщики откровенно превращают себя в отдельную касту, и простым телезрителям смотреть на них становится просто скучно.
Смотреть "ТЭФИ" с бельэтажа, отведенного для журналистов, было не веселее (спасали только подаренные конфеты). Тем более, что до самого конца церемонии не покидало стойкое ощущение, что все это идет не живьем, а по телевизору, и ты зачем-то его смотришь, когда и так все понятно. Лучшая ведущая у "России", лучшая информационная программа у НТВ, лучшая информационно-аналитическая программа у "Первого канала". Ну, и по порядку, как полагается: лучший интервьюер у НТВ (Соловьев, за "Воскресный вечер", хотя куда бы логичнее было дать ему за ток-шоу "К барьеру"), самые интересные журналистские расследования - у "России", лучший ведущий развлекательной программы - у "Первого канала". Каким-то совершенно удивительным образом не обошли вниманием и уже мертвые проекты, вроде "Основного инстинкта" Светланы Сорокиной и "Пяти вечеров" Андрея Малахова, опять же по "Первому". На фоне общего телемеждусобойчика, пожалуй, самым достойным выглядит выбор "Брежнева" как лучшего телефильма года. Создать лирический гимн эпохе, показав, на самом деле ее с совершенно неполитической стороны было очень смелым шагом со сторны авторов фильма; несмотря на якобы присутсвующие параллели между "застоем Путина" и "застоем Брежнева", фильм получился скорей обо всем хорошем, что было тогда, и чего, увы, нет сейчас. Что же до лучшего сериала, то там выбор был очевиден – победил "Штрафбат". На фоне всеобщей и, особенно, президентской любви к "основанной на реальных исторических события" "9 роте", подобный выбор академиков не кажется странным. Спрос на переписанную обезгероенную историю у нас очень велик.
К концу церемонии усталость накапливалась и перешла в раздражение. Особенно среди журналистов, работающих во время "праздника жизни" своих коллег. Перед пресс-конференцией всех лауреатов прямо в пресс-зале подрались между собой фотокорреспондент одной из газет и оператор какого-то из федеральных телеканалов. "Уйди с дороги, работать мешаешь", - шипел оператор, фотокорр из чувства мести, наоборот, все лез и лез вперед, пока телевизионщик в него не запустил тяжелой сумкой с кассетами. "Кто это сделал?" - побледнел журналист. "Ну, я, - моментально отозвался обидчик, - после пресухи поговорим". А мимо проследовала неизменная Ксения Собчак, окидывая всех журналистов, в их потертых джинсах и измятых рубашках, тяжелым, весом с семиклограммовую статуэтку "ТЭФИ", взглядом. "Воздух от гламура тут набухший и вязкий," - пошутила моя подруга. "От гламура, скуки и денег", - согласилась я.