Итак, по предварительным результатам первого тура выборов в Украине "великолепная пятерка" фаворитов выглядит так: лидирует Владимир Зеленский с 30 процентами голосов, на втором месте — Петр Порошенко, набравший почти вдвое меньше (16%), бронзовый призер — Юлия Тимошенко, около 13%, на четвертом месте лидер пророссийской партии "Оппозиционная платформа — За жизнь" Юрий Бойко с 11 процентами и на пятом месте бывший министр обороны страны Анатолий Гриценко — около семи процентов.
Ну что, несмотря на то, что примерно такие итоги были ожидаемы, все немного шокированы и озадачены результатом комика Владимира Зеленского, его значительным отрывом от действующего президента и рассматривают предстоящий второй тур либо как очень интригующий с совершенно непредсказуемым результатом, либо уверенно прогнозируют победу Зеленскому. А по-моему, интрига по результатам первого тура закончилась. Все довольно ясно и вполне предсказуемо — и не в пользу Зеленского, как это ни прозвучит в диссонанс царящим сегодня настроениям и ожиданиям наблюдателей.
Конечно, Петр Порошенко, наверное, предпочел бы, как и пять лет назад, победить в первом уже туре. Но, поскольку сейчас это было совершенно нереально, тот результат, который имеется — для него лучший из возможных. Выход его во второй тур в паре с Зеленским с большой вероятностью предрешает победу Петра Алексеевича. Выход его во второй тур в паре с леди Ю делал бы результат второго тура действительно непредсказуемым. Ну, и не говоря уже о третьем — совершенно плачевном для него варианте — если бы он остался вообще за бортом второго тура.
То, что за этим бортом осталась Тимошенко, — главная удача для действующего президента по результатам первого тура.
Не случайно — обратите внимание! — Петр Алексеевич вполне спокойно, без особой тревоги комментировал итоги вчерашнего голосования, оптимистично отметив, что выборы были максимально открытыми и честными. "Мы прошли проверку на европейскость", — бодро заявил президент. Похоже, он тоже не сомневается в результатах второго тура.
Тут не должен сбивать с толку довольно большой отрыв Зеленского от Порошенко. Штука вся в том, что оба кандидата, победившие в первом туре, во втором, как правило, увеличивают количество голосов, отданных за них, не пропорционально. Думаю, результат порядка 30% за Зеленского в первом туре — это почти его предел. Возможно, во втором туре он доберет еще до 5–10 процентов голосов. Но большинство проголосовавших в первом туре за многочисленных претендентов, оставшихся за бортом второго тура, проголосуют все-таки за Порошенко. Думается, в Украине тех, кто готов видеть на посту президента комика, к тому же политически неопытного, не имеющего никакой программы, — много, но все-таки не большинство. Тут, пожалуй, я соглашусь с Петром Алексеевичем, что реальность такова, что на переговорах с Россией Москву будет представлять Владимир Путин, а не "Максим Галкин и Евгений Петросян". И большинство украинцев, надеюсь, это понимают.
Наоборот, такие результаты первого тура, в случае, если во втором все равно победит Порошенко, ему даже на руку. Кто же усомнится в честности прошедших выборов и заподозрит действующего президента в использовании админресурса при таком-то отрыве от него Владимира Зеленского! Думается, если бы такого отрыва не случилось, Петру Алексеевичу следовало бы его придумать, применив-таки админресурс — чтобы бравировать теперь такими демократичными выборами и, главное, лишь бы Юлия Владимировна осталась за бортом!
Честно говоря, не знаю, положительно ли оценивать тот факт, что Юлия Тимошенко, неистовая леди Ю, в очередной раз пролетела. Потому что не вижу большой разницы между Порошенко и Тимошенко. Оба они — представители старой элиты, и в этом, на мой взгляд, заключается основная проблема Украины, и об этом я подробно писал в отдельной статье. Две революции уже случились за время независимости, Оранжевая в 2004-м и Майдан (Революция достоинства) в 2013–2014 годах — а во власти все те же до боли знакомые лица. Бесконечно тасуется одна и та же колода, один олигархический клан сменяет другой — вот и все перемены.
Могут сказать: но вот же Владимир Зеленский, совершенно новый человек, молодой, никакой не олигарх! Ну, во-первых, не совсем не олигарх, точнее, он-то не олигарх, но вот за ним кто-то там маячит, похожий на олигарха Коломойского... Во-вторых, если допустить, что это не так (или что ему удастся освободиться из-под влияния Коломойского, как Анна Иоанновна избавилась от верховников и их кондиций или как Никита Сергеевич Хрущев избавился от опеки "комсомольцев"), и он на посту президента будет самостоятельной фигурой — то большое ли утешение, что глупости он будет делать самостоятельно? Нельзя все-таки бросаться в другую крайность и выбирать на высший пост в государстве пусть очень популярного артиста, но совершенно никакого политика с непонятно какими идеями и программой. Хотя, конечно, тот факт, что столько людей в Украине проголосовали за такую темную в политике лошадку — это своего рода черная метка прежде всего для Порошенко, но и для Тимошенко, да и для всей украинской элиты и всех "бывших". Которые так уже обрыдли избирателям, что те готовы голосовать за кого угодно, даже за комика — только не за них!
Можно предположить, что для внешней политики, особенно для процесса взаимоотношений с Россией, Порошенко предпочтительней Тимошенко — не зря Кремль столь последовательно в непрерывном режиме "мочил" его всей мощью своих информационных войск. Что же касается внутренней политики, прежде всего экономических преобразований, то здесь — очень рад был бы ошибиться — мои ожидания пессимистичны. Потому что для того, чтоб реформы перестали буксовать и "процесс пошел" — прежде всего необходима реальная борьба с коррупцией, этой ахиллесовой пятой украинской экономики. А судя по тому, как эта борьба шла в предыдущую каденцию Порошенко, теперь она продолжится с тем же успехом, а может, и еще успешнее: вместо якобы срубленной одной головы этой гидры будут вырастать уже не три новых, а четыре или все пять. Опять же — очень буду рад ошибиться и оказаться неисправимым брюзгой.
А экзамен на свободные выборы Украина, похоже, сдала. Даже чересчур свободные — 39 кандидатов в президенты, пожалуй, многовато. Но это, видимо, нормальная реакция в недавно ставшей свободной стране.
И в любом случае — лучше так, чем там, где парламент не место для дискуссий, а выборы — не повод и не время для выборов.