"Россия - новый Ковчег" – так назывался "круглый стол" в Госдуме, на котором Мария Захарова сказала, что за прошедшие полгода "загранучреждения РФ оформили 480 виз иностранным гражданам, которые разделяют традиционные российские ценности". Во-первых, это катастрофически мало. Во-вторых, Захарова так и не назвала сами ценности, ограничившись формулой "это все то накопленное, что тысячелетиями складывалось в копилку нашими предками". Но прежде, чем забираться в Ковчег, важно уточнить, что именно в копилке лежит.
Мучительный поиск основ особой цивилизации, у которой есть теперь свой Ковчег в Госдуме, гуманитарные визы и почти 500 туристов, так и не дал ответ на главный вопрос: в чем заключаются эти ценности?
Традиционный уклад в истории России тотально уничтожался как минимум дважды: Пётр Первый создавал новую элиту на культе государства, но опираясь на опыт европейкой цивилизации и отрицая всякую автономию духовной жизни. Большевики в начале 20-го века сделали опору на силу, сохранив культ государственных институтов, главной функцией которых была репрессия. Все традиции были буквально выжжены каленым железом, духовный поиск загнан в подполье и лагеря. Можно, конечно, поискать некие ценности в ритуалах старообрядчества и кулинарных рецептах допетровской Руси, но этот "особый путь" в XXI веке никому не покажется привлекательным.
Божественный сюжет спасения и возрождения к жизни после Потопа, который современные реконструкторы пытаются использовать на очередном идеологическом тренинге, к сегодняшней России отношения не имеет. Российская церковь молится больше о победе оружия, нежели о жизни вечной. Александр Дугин предлагает искать источники идентичности на руинах Византии и империи Чингисхана, все дальше отдаляясь от европейской ценностной матрицы, стоящей на трех китах – равные права человека, гражданские свободы, частная собственность.
Россия снова ищет свой путь вопреки и назло соседям – мы против ваших ценностей, но свои мы еще не определили. Впрочем, стержневая идея "новой цивилизации" найдена на дне копилки предков – это идея служения. Но не Богу, а государству. Производные от этой "ценности" - тирания и власть силы. Эта идея действительно традиционна для России, она культивировалась веками. Ковчег тут совсем ни при чем, любой библейский сюжет тут лишний.
Но именно прочитав новость о "круглом столе" в Госдуме, я вспомнил, где и когда я слышал о ценностях и Ковчеге, сплетенных в один метафизический диалог. В 1992-м году я хотел сделать интервью с Арнольдом Локшиным, американский ученым-химиком, переехавшем в СССР в 1986-м году. Семья Локшина жила в Москве около метро "Новые Черёмушки". Рядом с домом я и пытался встретиться с Арнольдом, так как к телефону он принципиально не подходил. Наконец, поймав его у выхода из метро, я рассказал об идее интервью для телевизионный программы "Взгляд". Локшин внимательно выслушал меня и отказался от съемки, устало объяснив свой отказ крушением всех иллюзий и надежд, которые привели его в СССР, ценности которого - свобода и справедливость - оказались идеологическим миражом. "Это не Ковчег, а "Титаник", – примерно так сказал тогда Локшин.
! Орфография и стилистика автора сохранены