Много лет назад мой отец в доме творчества Переделкино разговаривал с одним достойным джентльменом. Джентльмен когда-то был белым эмигрантом, журналистом во Франции, потом за не знаю уж какие заслуги получил возможность вернуться, почему-то не сел и писал книги об истории культуры.
Увидев меня, школьницу, он поинтересовался "какие во мне крови". "Русская, еврейская, наверное, еще белорусская", — ответил папа. "Белорусская? Такого народа нет", — спокойно возразил джентльмен и как будто закрыл тему.
Увы, так думал не только тот, давно уже покойный человек. Мысль о том, что белорусы, как и украинцы, это те же русские, только дурью маются, очень распространена и сегодня. Да и вообще, что там есть, в этой Беларуси, кроме картошки и группы "Песняры"?
Вообще-то, много что есть. Есть литература и музыка, есть люди, вышедшие в августе 2020-го на защиту своей чести, достоинства и свободы, есть история.
Разговоры про "кровь", якобы передающую культуру и черты характера, мне абсолютно недоступны. А вот мысль о том, что люди, живущие сегодня в Беларуси или вынужденные покинуть ее, это народ со своей историей, — вот эта мысль мне очень близка.
Меня уже много раз спрашивали, когда же будут лекции по истории Беларуси — и вот я выполняю обещание и начинаю с лекции о белорусских землях в древности.
Давно ушло в прошлое презрение "великих держав" к тем народам, у которых не было своего особого государства, которое называлось бы так же, как те, что есть сегодня на картах. И мне кажется как раз силой Беларуси то, что с древности эти земли лежали на пересечении разных торговых путей, что сюда приходили разные народы, здесь смешивались разные языки, разные культуры.
Древняя история Беларуси тесно связана с историей и Украины, и России, но это особая, именно белорусская история, и я счастлива, что начала в нее углубляться.
Да, а картошку и группу "Песняры" я тоже люблю…
! Орфография и стилистика автора сохранены