Политический проект по созданию государства курдов возник в практической плоскости еще в 1919-м. В Версале обсуждали возможность создания сразу нескольких государств/автономий на Ближнем Востоке: Ассирия, Курдистан, Ливан, Израиль, автономии Алавитов, Друзов и нескольких суннитских монархий. Но обустроить этот сложный регион тогда не удалось. Победители пытались оправдать перед согражданами потери и лишения Первой мировой, так что все культурное, религиозное и этническое многообразие Ближнего Востока прихлопнули на некоторое время колониальными мандатами Лиги Наций.
На данный момент в политическом хаосе и неопределенности, царящих в регионе, пожалуй, только курдский национальный проект вырисовывается более-менее явственно. Правда, курды совершили как минимум одну принципиальную политическую ошибку. В начале 1990-х, когда открылась возможность образовать первую автономию на севере Ирака, они вместо того, чтобы по науке сосредоточить все силы на этом направлении, продолжали и продолжают растрачивать ресурсы на Востоке Турции. Иметь такого врага, в такой ответственный момент, когда две автономии только становятся на ноги, а третья, на западе Ирана, еще вырисовывается в тумане геополитической неопределенности, — нецелесообразно. Извольте мириться, господа, если хотите продолжить движение в нужном направлении.
Сказать легче, чем сделать. Тут проявляется основная слабость курдского проекта — политическая раздробленность самих курдов, что подкрепляется их культурно-этническим разнообразием. На самом деле 40-миллионный народ как единая национально-политическая общность еще не сформировался вполне. Впереди большая и сложная работа на столетия, а политическая целесообразность требует единства в действиях уже сейчас. Политика — дама принципиальная. Если хотите, чтобы получалось, да еще и с минимальными издержками, — действуйте по науке.
Так на наших глазах в муках рождается новая держава — локомотив фундаментальных геополитических трансформаций на Ближнем Востоке. Поле для политического творчества широкое. Три сегментированных государства: Ливан, Ирак, Сирия, имперскоозабоченные соседи, плюс ряд заблудившихся в средневековье монархий — разгуляться есть где.
Рассыпаются в прах диктатуры, троны, исчезают границы, а о судьбах простых людей кто думает во времена больших перемен. В такие времена особенно остро встает вопрос об ответственности народов, субъектов исторического процесса, за свои исторические судьбы. Чувство ответственности побуждает к анализу ситуации и действию. Даже рашистскоподданные могли бы задаться вопросом: как в их краях у власти на 25 лет угнездилось кургузое ничтожное существо, находящее удовольствие в "высокотехнологических дуэлях" баллистическими ракетами, и что нужно делать с этой шмакодявкой, чтобы самим уцелеть?
Гражданам Украины было бы полезно хорошенько подумать, почему 40-летней давности разработка КБ "Южмаш" (Дніпро), осуществлявшаяся при содействии специалистов академии имени Говорова (Харків), прилетела уже как "Орешник" "домой", а нечто равноценное в Москву в ответ не прилетело. Невежливо получается, не по-братски. Да, мы платим в этой жизни за все.