Какой-то мудрый человек сказал, что мечтает о том времени, когда сексуальную ориентацию человека будут упоминать так же, как место, откуда он родом. Просто как описание человека: "Он гей, родом из Чечни".

Как же мы далеки от этого идеала.

За последние два с половиной столетия свобода сумела завоевать себе огромную территорию. Представление о том, что основа свободной жизни — это право белых мужчин, владеющих собственностью, принимать участие в выборах, постепенно сменилось идеей о правах всех мужчин, независимо от их имущественного состояния. За этим подтянулись права женщин и права детей, права людей разного цвета кожи и разных конфессий. К таким базовым принципам, как право на жизнь, свободу, на выражение своих мыслей и возможность публично собираться, в ХХ веке добавились, например, социальные гарантии — права на достойную жизнь, на обеспеченную старость, на материнство. Возникла мысль о помощи людям с ограниченными возможностями.

Все эти "расширения" свободы проходили непросто — среди протестов и демонстраций, столкновений и боев. Помимо изменений законодательства приходилось добиваться еще и изменений общественного мнения, что иногда бывало посложнее, чем просто издание нового закона.

С самыми большими препятствиями пробивают себе дорогу свободы, связанные с сексуальностью.

Общественное мнение в самых разных странах осуждало (а во многих местах и продолжает осуждать) свободные сексуальные отношения, как долго стигматизировали детей, рожденных вне брака, и что уж говорить о "сексуальных меньшинствах" или о тех, кого лицемерно и неправильно называют приверженцами "нетрадиционных сексуальных отношений".

Апелляция к некой якобы извечно существующей традиции, к пресловутым скрепам появилась неслучайно. Очередной намек на то, что с древних времен существовала традиционная семья — мама, папа и куча детей, папа ходил на охоту/на работу, а мама воспитывала деток. И больше не было ничего.

Можно чуть-чуть вглядеться в историю и узнать, что у огромного количества народов существовало бесконечное разнообразие семейных и внесемейных отношений. Что было многоженство, а на Тибете — многомужество, что во многих российских деревнях считалось, что чем больше детей девка родит до замужества, тем она здоровее, что бывали праздничные дни и недели, выделенные специально для свободных сексуальных отношений, а где-то к сексу относились как к рутинному занятию, возможному в любой момент с разными партнерами.

И однополая любовь тоже вполне традиционна. И не только в Афинах, где отношения между юношей и зрелым мужчиной считались естественным этапом развития молодого человека, и не только среди племен Южной Америки или тихоокеанских островов, где гомосексуальность была просто одной, совершенно не стигматизированной формой секса, рядом с другими.

Вообще-то, неплохо бы вспомнить о том, что люди, испытывающие сексуальное влечение к представителям своего пола, существовали всегда и везде. Им просто где-то приходилось скрывать свои чувства — иногда даже от самих себя. Так появлялись "убежденные холостяки", "нежные подруги, не интересующиеся мужчинами". Но природа-то берет свое, и тысячам людей приходилось скрываться, рисковать свободой, а иногда и жизнью, мучительно решать, насколько их чувства сочетаются с религией...

Любовь возможна в разных формах и не может быть дурной, а вот сексуальные отношения без любви — ради денег, власти, престижа и т.д. — плохи в любой форме — эта мысль была высказана еще в "Пире" Платона, но до сих пор никак не укрепится.

Именно поэтому я и записала лекцию об истории ЛГБТ-людей и очень надеюсь, что родители не будут отгонять от экранов детей. Потому что эта тема ничем не отличается от любой другой, выпущенной на моем канале. Это тоже рассказ о людях, живших в разные эпохи, и об их стремлении к свободе.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены