25 июня Большая Палата ЕСПЧ вынесла постановление по делу "Украина против России", которое касалось действий путинского режима в оккупированном Крыму. В данном деле были объединены сразу несколько жалоб, в разное время поданных украинской стороной.
Огромное (больше 300 страниц) постановление — летопись немалой части путинских преступлений и практически полный путеводитель по Конвенции.
Судьи единогласно (что для Большой Палаты большая редкость) постановили следующее.
Суды в Крыму не являются законно созданными, следовательно — их деятельность юридически нельзя считать правосудием (нарушена статья 6 Конвенции — право на справедливое судебное разбирательство).
Поскольку у крымчан не было эффективной возможности отказаться от российского гражданства, а заключенных переводили на территорию РФ — это нарушение статьи 8 (право на уважение частной и семейной жизни).
Насильственные исчезновения — статья 2 (право на жизнь).
Жестокое обращение с этническими украинцами, крымскими татарами и журналистами — статья 3 (запрет пыток). Сюда же — зверские условия содержания политзаключенных, условия в Симферопольском СИЗО.
Непризнанные задержания — статья 5 (личная неприкосновенность).
Произвольные обыски — уже упомянутая статья 8.
Преследования религиозных лидеров — статья 9 (свобода вероисповедания).
Подавление неугодных СМИ — статья 10 (свобода выражения мнений).
Запрет публичных митингов в поддержку Украины — статья 11 (свобода мирных собраний).
Безвозмездное изъятие собственности — статья 1 Протокола №1 к Конвенции.
Подавление украинского языка в школах — статья 2 Протокола №1.
Незаконная граница между Крымом и материковой Украиной — статья 2 Протокола №4 (свобода передвижения).
Преследование крымских татар — статья 14 (запрет дискриминации).
Уголовные преследования граждан на основании российского законодательства — нарушение статей 5 и 7 (наказание исключительно на основании закона).
Кроме того, Большая Палата пришла к выводу, что массовые нарушения прав человека допускались российскими властями в корыстных целях, что нарушает статью 18 Конвенции (практически уникальный случай в практике Суда).
Из того, что еще интересно: Суд постановил, что Россия все-таки не может юридически отвечать за то, что происходит на территории Беларуси. При сложившихся обстоятельствах никакие внутренние средства правовой защиты (то есть судебная власть РФ) смысла не имеют.
Разумеется, вопрос о компенсациях (как и обязанность России немедленно вернуть всех перемещенных из Крыма заключенных) — это дело неблизкого будущего.
Понятно, что сегодня, когда полным ходом идёт геноцид украинского народа, вопросы юридической квалификации происходящего уходят на второй план.
Но когда-нибудь все эти исторические решения обязательно пригодятся.