Александр Немов и Елена Милашина в больнице после нападения, 4.07.23. Фото: Сергей Бабинец / t.me/kommersant
  • 05-07-2023 (09:32)

Странная реакция власти

Блогосфера о нападении в Грозном на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова

update: 05-07-2023 (16:36)

Нападение на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова произошло в Грозном 4 июля. Они ехали на процесс Заремы Мусаевой. Такси было остановлено неизвестными, после чего журналистка и адвокат были зверски избиты. Судя по озвученным угрозам, нападение связано с их деятельностью. На сей раз власть — от Пескова до сенаторов и депутатов — выступила с резкими заявлениями.

Владислав Иноземцев:

"Тема дня — это, конечно, нападение на Елену Милашину и Александра Немова в Чечне. Можно лишь восхищаться теми, кто остаётся в России и продолжает бороться за правду и свободу. Никто не знает, когда придёт победа и случится ли она вообще — и это делает подвиг таких людей, как Елена и Александр, ещё более неоценимым".

Александр Кынев:

По теме
НОВОСТИ

"От себя про историю с Милашиной скажу следующее: помимо общей дикости происходящего то, что происходит, наносит колоссальный вред и самой системе, так как размывает смысл её существования — мы помним, что власть — это легитимизированное насилие. Если оно становится неконтролируемым, то перед гражданами возникает вопрос: а зачем такая власть нужна? Право на насилие — это вопрос о власти.
Если бы не было бы истории с кувалдой и закрытых на неё глаз, может и не было бы мятежа 24 июня. Беспредел не наказанный рождает следующий беспредел".

Алексей Рощин:

"Остается только склонить голову перед подвигом Елены Милашиной, журналистки "Новой" (или журналистки бывшей "Новой") — которая, несмотря ни на что, ездила освещать этот процесс непосредственно в Грозный, и ДАЖЕ СЕЙЧАС! Сегодня только написал про Саакашвили и Навального, но Милашина ведь делает и делала то же самое: одна, без защиты, ездила на территорию беспредела, где ее прямо и недвусмысленно обещали убить".

Аркадий Дубнов:

"Реакция правящей элиты, — обращения депутатов, сенаторов, омбудсменов в генпрокуратуру, в следком с требованием разобраться с обстоятельствами бандитского нападения в Грозном на журналистку Милашину и адвоката Немова, прилетевших из Москву на открытый суд на Заремой Мусаевой, — выглядит согласованной. В нынешних российских условиях такое возможно только по команде сверху.
Это еще один, пусть и неожиданный, результат мятежа Пригожина. То, что власть была им изрядно напугана, это реальность. И теперь представилась удачная возможность упредить угрозу еще одной, практически бесконтрольной ЧВК на территории целого российского региона, Чечни. Да и хозяин ее выглядит каким-то нездоровым и одутловатым.
Кружат где-то черные лебеди, кружат..."

Сергей Ковальченко:

"Хорошо, что избиение в Чечне журналистки "Новой газеты" и адвоката вызвало большой общественный резонанс. Понятно, что виновные, скорее всего, не будут наказаны. Важно то, что еще раз продемонстрировала эта история — максимальная публичность всегда играет на руку в таких случаях. Если бы не максимальная огласка зверского избиения, в том числе и в эмигрантских СМИ, которые смотрят россияне, если бы не фото Елены Милашиной, облетевшее весь мир, эта история так и осталась бы незамеченной. Сейчас они будут суетиться, хотя бы для приличия. Кремль сам не хочет выглядеть людоедом для внутренней публики и, может быть, сделает так, чтобы подобное не повторилось".

Андрей Никулин:

"Президенту В. Путину доложили о нападении в Чечне на журналистку Е. Милашину и адвоката А. Немова, сообщили в Кремле. По словам пресс-секретаря главы государства Д. Пескова, речь идёт об очень серьёзном нападении, которое требует "энергичных мер и реализации следственных действий".

Достаточно неожиданная активизация всего государственного аппарата, особенно тех, кто обычно смотрит сквозь пальцы на происходящее в предгорьях Кавказа.

Возможно, речь в необходимости показательной демонстрации "сильной руки", чтобы заглушить и подавить появившиеся после пригожинского мятежа вопросы и сомнения в элитах, возможно в итоге недавних событий укрепилась одна из силовых групп, традиционно конфликтующих с Грозным и теперь пользуется поводом для вмешательства в местные расклады, а возможно, все произошедшее после пары дней закулисной перетряски и переговоров забудется, произойдет несколько малозначимых замен и сдвинутся зоны влияния конкурирующих кланов. И все.

В любом случае беспокойство и заявления вряд ли имеют катализатором заботу о дорогих россиянах и свободе слова..."

Илья Барабанов:

"Что можно сказать про известное нападение. То же, что говорилось последние 16 лет.

Все пятнадцать отрядов "Ахмат", университет спецназа в Гудермесе, дон Рамзан и Адам Султанович максимально эффективны на поле боя, когда на горизонте появляется сводный батальон журналисток и адвокатов.

Если на конституционный строй наступают правозащитницы вместе с Борисом Ефимовичем, то не горцы на поле боя, а звери.

А что касается настоящей войны, то пока дураки шашками махали и верили в блицкриг, дон наступал. Пожгли его колонны под Киевом, дон больше не наступает. Когда в 2007-м делали главой Чечни, уговора про войну не было, дон. Про войну Tik Tok смотрите, дон. А вот с Милашиной воевать — это дон умеет.

Скорейшего Лене выздоровления".

Телеграм-канал "Кооператив":

"Вы будете удивлены (нет), но все камеры наблюдения в районе нападения на Елену Милашину и Александра Немова были выключены. На данный момент не существует ни одной видеозаписи инцидента — они могут быть только у самих преступников.

По словам источников "Кооператива", нападение, во время которого Милашину жестоко избили, а Немова ранили ножом, произошло в районе улицы Айдамирова в окрестностях аэропорта Грозного. В этом районе много камер наблюдения, причём некоторые из них могли зафиксировать непосредственно само место преступления.

Однако, как оказалось, все камеры были почему-то именно сегодня выключены и ничего не сняли. Правда, как отмечают источники "Кооператива", на самом деле записи с камер были просто-напросто удалены после нападения — при непосредственном участии нападавших, которые обошли все точки".

Дмитрий Колезев:

"Песков отреагировал несколько энергичнее, чем ожидалось (и чем мы привыкли). Скорее всего, никаких последствий все же не будет. Убийству Немцова ведь все тоже страшно возмутились, а Путин так вообще, как известно, был в ярости.

Можно, конечно, погадать, не начало ли это какой-то многоходовки, чтобы каким-то образом воздействовать на Кадырова. Но вряд ли, слишком странный для этого повод. В нынешних правилах игры независимые журналисты — это те, кого можно бить и убивать, ничего за это не будет. С точки зрения Кадырова, никаких красных линий не перейдено. Ведь даже не убили, может сказать он".

Иван Давыдов:

"Судя по косвенным признакам, Кадырову за историю с журналисткой Еленой Милашиной и адвокатом Александром Немовым, которых зверски избили сегодня в Чечне, может (впервые!) хоть немного, да прилететь.
Вообще-то не случилось ведь ничего нового или выдающегося. Все традиционно. Коллегу мою Александрину Елагину вместе с целой группой журналистов и правозащитников несколько лет назад точно так же избили, и микроавтобус, на котором они передвигались, сожгли. И ходила потом Саша на работу со сломанной ногой. Никаких виновных не нашли тогда, да и не искали.
Но теперь Пригожин с "маршем справедливости" слегка поменял ситуацию.
И это видно, кстати, по реакции разнокалиберных z-писателей. Можно даже про иерархию в этом странном мире кое-что понять: не всем прислали методички с правильными тезисами, один умом убогий по старинке углядел даже в произошедшем козни ЦРУ и Ми-6, а это в данном конкретном случае — ошибочная, не одобряемая старшими товарищами позиция".

Телеграм-канал "СерпомПо":

"Елена Милашина, в зеленке, с частично выбритой головой, избитая — вот он, символ путинской России, вот она, наша российская Марианна.

Это четвёртое с 2006 года нападение на журналистку. Ни по одному виновные не были найдены. То же будет и сейчас, сколько бы лоялисты ни пытались уверять, что после пригожинского бунта элитка поняла, как опасно не реагировать на вопиющее нарушение закона, будь то внесудебные расправы с помощью кувалды или жестокое избиение неугодных деятелей.

Показатель того, что ничего не будет, реакция Кремля: Путину доложили. И что? Глава СК Бастрыкин велел главе чеченского управления подготовить доклад о нападении. А Кадыров "дал поручение компетентным службам приложить все усилия, чтобы установить личности нападавших".

А что их искать? Министр информации Чечни Дудаев уже обнаружил "характерный почерк западных спецслужб".

В докладе Бастрыкину должно быть написано, что Немов и Милашина провокации ради сами себя заказали какой-нибудь украинской ДРГ".

Телеграм-канал "Astra":

"Елена Милашина и Александр Немов улетели спецбортом в Москву из Беслана

Их сопровождали главред "Новой газеты" Дмитрий Муратов и Алексей Венедиктов.

На видео журналистка рассказывает про попытку отрезать палец, чтобы разблокировать айфон".

Телеграм-канал "Невластный телевизор":

"Глава СК Александр Бастрыкин поручил провести проверку после нападения в Чечне на журналистку Милашину и адвоката Немова.

Проверку, которая ни к чему не приведет и никого не найдет. Такую же, как и после одного громкого убийства яркого оппозиционера возле Кремля в 2015 году.

Знаем-проходили".

Телеграм-канал "ВЧК-ОГПУ":

"ВЧК-ОГПУ выяснил, что говорится в спецсообщении, которое чеченские силовики отправили в Москву по поводу нападения на Елену Милашину и Александра Немова. Это просто "песня". По версии чеченских силовиков, действовала банда невидимок. Таксист, подвозивший Милашину и Немова, оказался "не таксистом", и найти его невозможно. Свидетелей нет. В объективы камер наблюдения ничего не попало и т.д. и т.п.

В спецсообщении чеченские силовики в один голос рапортуют в Москву, что гости приехали в республику по громкому и "неприятному" делу. По прилету в аэропорт они поймали некоего бомбилу. Особо подчеркивается, что это был не работник такси, поэтому данный водитель до сих пор не установлен — "ему удалось скрыться". По дороге из аэропорта (а дорога там одна) "преступниками было очень удачно подобрано место для нападения", где не было ни камер, ни свидетелей. До сих пор не установлены личности нападавших. В Москву сообщается, что в перспективе возможно будет зафиксирован средний вред здоровью потерпевших. Пока же проверка проводится в рамках статьи 116 УК РФ "Побои".
Материал проверки находится в 1 отделе полиции Грозного. Завтра планируется передача материала в 1 отдел республиканского управления СК.
И, конечно, в спецсообщении больше, чем о преступниках, говорится о самих пострадавших.

Особый акцент докладчики ставят на том, что оба пострадавших отказались от дачи объяснений, мотивируя недоверием. В результате были опрошены медики. Уже в Беслане чеченские силовики, как они утверждают, пытались пройти в палаты к Елене Милашиной и к Александру Немову, но их не пустили, пострадавших охраняет ОМОН. Каких-либо версий в спецсообщении не приводится".

Телеграм-канал "Sota":

"Установить напавших на Елену Милашину и Александра Немова не удалось, так как они ехали на машине без регистрационных знаков — омбудсмен Чечни Мансур Солтаев".

Федор Крашенинников:

"В деле нападения на Милашину и Немова прослеживается "почерк западных спецслужб" — заявил министр печати Чечни Ахмед Дудаев. Это что же выходит, Кадыров не контролирует даже Чечню, раз там западные спецслужбы как у себя дома?.."

Эль Мюрид:

"В Чечне активно продвигают тему "Это не мы". Вариантов много — и западные спецслужбы, и какие-то неопознанные провокаторы. В таких условиях искать настоящих виновных в нападении и избиении адвоката и журналистки нет никакого резона.

Причина понятна — внезапно на федеральном уровне появились те, кто готов использовать повод для того, чтобы существенно подорвать аппаратные позиции Чечни. И хорошо, если только на аппаратном. Тут можно быстро взметнуть градус конфликта, к чему в Грозном явно не готовы.

Нюанс в том, что неуверенность Грозного слишком явная, и это даст повод попробовать прижать его еще раз.

Баланс с уходом Пригожина нарушен, теперь будут срочно решать проблему оставшегося без надзора Кадырова".

Алексей Лушников:

"Чеченские власти всецело продвигают тему "это не мы", "мы другие". Министр печати Чечни заявил, что в нападении на Милашину и Немова, по его мнению, прослеживается "характерный почерк западных спецслужб".
Типа любимое занятие этих самых спецслужб — ломать пальцы, срезать по коже волосы, протыкать ногу ножом, обливать зеленкой. Вот только неудача, на западе нет зеленки как явления.

Кстати, поливы зеленкой начались еще со времен внутренней борьбы с Навальным. Кто помнит".

Он же:

"Очень необычная реакция властной группы на пытки и избиение журналистки Милашиной и адвоката Немова. Раньше на это бы просто не обратили внимание. Сегодня — это прямое следствие недавнего мятежа Пригожина. Все помнят экстрарациональное поведение бойцов полка Кадырова "Ахмад". Во время мятежа Пригожина. Помните, как они весь день "простояли в пробке"? Все ждали прямых столкновений с пригожинским "Вагнером". Ждали отстаивание интересов Путина. Не дождались. Вступить с ними в бой чеченская армия так и не решилась. Интерес Кадырова был понятен — не расходовать свою армию. Завершение эпохи Путина не за горами. А значит, завершится с ним и личная уния. Дальше — независимость. Региональные войны. Армия будет нужна как никогда.

Манёвры Кадырова увидели фактически все. Доложили Путину. Ждём. Впереди интересные времена".

Телеграм-канал "Агентство. Новости":

"Кадыров дал традиционное обещание "разобраться". Ранее он "разбирался" в убийствах Политковской и Эстемировой

Рамзан Кадыров сообщил, что правоохранительные органы начали искать людей, напавших на журналиста Елену Милашину и адвоката Александра Немова. "Разберемся", — написал он в своем телеграм-канале. Ранее глава Чечни "разбирался" и требовал жесткого наказания и по другим резонансным преступлениям.

Цитата. "Разберёмся. Дал поручение компетентным службам приложить все усилия, чтобы установить личности нападавших. Органы приступили к работе сразу же после сообщения о происшедшем", — написал Кадыров.

В чем еще "разбирался" Кадыров? В 2006 году он был "потрясен" убийством журналистки "Новой газеты" Анны Политковской, которая много писала о Чечне и резко критиковала Кадырова. После ее смерти Кадыров призвал тщательно расследовать это преступление. В 2014 году по делу об убийстве журналистки приговоры получили пять человек, двое — пожизненные (в том числе организатор, которым признали чеченского криминального авторитета Лом-Али Гайтукаева). Однако ЕСПЧ признал расследование неэффективным, а дети журналистки отказались считать убийство раскрытым, говорила их представитель Анна Ставицкая.

В 2009 году Кадыров взял под личный контроль расследование убийства правозащитницы и сотрудницы "Мемориала" в Грозном Натальи Эстемировой. "Я заявляю, что лично буду контролировать расследование этого преступления и для его раскрытия привлеку самые лучшие силы и ничего не пожалею, чтобы довести его до конца", — утверждал он. Расследованием дела занималось Главное следственное управление СК при прокуратуре по ЮФО, руководил им старший следователь по особо важным делам. В СК виновным в убийстве назвали боевика Алхазура Башаева, а заказчиком — лидера "Имарата Кавказ" Доку Умарова. Обоих правоохранительные органы не нашли. В "Мемориале" назвали выводы следствия несостоятельными.

В 2015 году глава Чечни комментировал убийство политика Бориса Немцова, которое произошло напротив Кремля. "Прежде всего, Борис Немцов гражданин России, а посягательство на жизнь гражданина России должно быть строго наказуемо", — подчеркивал Кадыров. По итогам расследования приговор был вынесен пятерым участникам убийства, максимальный срок — 20 лет — получил Заур Дудаев. Заказчики и организаторы преступления найдены не были. Следствие так и не смогло найти замкомандира батальона "Север" Руслана Геремеева, которого подозревали в организации убийства — по месту его регистрации силовикам никто не открыл дверь. При этом Рамзан Кадыров позднее нашел Геремеева, которого назвал "дорогим братом": в марте 2022 года он водружал флаг над зданием администрации Мариуполя. Дочь политика Жанна Немцова жаловалась в ЕСПЧ на неэффективное расследование убийства ее отца.

Контекст. Нападение на Милашину и Немова произошло утром во вторник. Они прилетели в Чечню на оглашение приговора Зареме Мусаевой, жене отставного федерального судьи Сайди Янгулбаева, матери юриста Абубакара и оппозиционного блогера Ибрагима. По дороге из аэропорта их машину такси блокировали три автомобиля с вооруженными людьми. Обоих избили, у них забрали технику.

Происшествие получило широкий резонанс, его осудили даже некоторые провластные блогеры, а также парламентарии. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что после нападения "требуется проверка": "Безусловно, речь идет об очень серьезном нападении, которое требует достаточно энергичных мер". Отреагировали также уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова и председатель президентского Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. Глава СК Александр Бастрыкин поручил чеченскому следственному управлению провести проверку по факту нападения.

Еще в январе 2022 года сам Кадыров называл Милашину и Немова "террористами". "Мы всегда уничтожали террористов и их пособников, между которыми нет никакой разницы", — писал он. В феврале того же года из-за угроз со стороны чеченского руководства Милашина на время уехала из России".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter