Тут возник один разговор в комментариях по поводу того, что Пригожину не нужны были свои собственные гражданские специалисты для того, чтобы прийти в Москву и сменить власть. Дескать, можно было бы брать старый аппарат управления и нагибать его под себя.
Не соглашусь категорически. Взять власть и удержать ее — это две принципиально разные задачи, которые существуют в жесткой связке друг с другом. Без одного бессмысленно обсуждать другое.
Приведу три примера. Первый — канонический с революцией 1917 года. Большевики не просто свергли Временное правительство, после чего использовали старый аппарат. На тот момент уже сложилось так называемое "двоевластие", и к октябрю 17 года уже существовали структуры гражданского управления. Да, они были в значительной мере подконтрольны не большевикам, а эсерам, но это была уже чисто аппаратная борьба, в ходе которой большевики переиграли эсеров и перехватили структуры управления. Но главное здесь то, что они уже были, и царские структуры были по отношению к Советам вторичными, а значит, новая власть уже была властью, способной на осуществление полномочий.
Второй пример — египетская революция 2011 года. Братья-мусульмане пришли к власти, но у них не было своих гражданских управленческих структур, а потому они были вынуждены опираться на структуры времен Мубарака. И проиграли, так как не сумели (не смогли, не успели — в данном случае это уже неважно) заместить их своими. И через год старый аппарат провел достаточно бескровный и быстрый переворот, устранив братьев-мусульман, подтвердив в очередной раз, что любая борьба — это соревнование организационных структур. Госструктуры по определению всегда структурнее любых революционных.
И третий пример: Исламское государство, захватив в 2013 году Ракку, пришло на территорию, на которой в течение двух предшествующих лет уничтожалось любое государственное управление. По сути, ИГИЛ пришел в вакуум власти, что позволило ему мобилизовать гражданских специалистов из числа иракских беженцев, в основном представленных бывшими членами системы управления саддамовского Ирака, и за полгода на территории Восточной Сирии с нуля были отстроены системы государственного управления, не испытывающие никакой конкуренции с существующими. Просто потому что их не было.
Возвращаясь к Пригожину и его "Вагнеру". Теоретически для современной армии наличие корпуса гражданских специалистов было обосновано еще в трудах маршала Огаркова в 70 годы 20 века. Американцы серьезно подошли к изучению этих трудов и создали свой собственный корпус, внедрив его в штатную систему своей армии. Этот корпус блестяще себя показал как у советской армии, так и у американской в ходе войн в Афганистане (и тех, и других), и второй войны в Заливе, где вслед за наступающими колоннами сразу же шли военные специалисты гражданского управления. Они немедленно брали под контроль все структуры оккупированной территории и организовывали их работу — но уже под собственным управлением.
Без таких структур любая операция по захвату территории, а тем более целой страны бессмысленна. Поэтому есть глубокие сомнения, что Пригожин шел в Москву захватывать власть. Он бы ее взял — сомнений нет. Все рассказы Золотова, что под Тулой 28 путинских панфиловцев остановили бы супостата — это сказка из передачи "Спокойной ночи, малыши". В реальности кроме двух бригад коммунальщиков с парой бульдозеров и десяти калек, вырывших три окопа возле МКАД, никакой другой обороны не было и в помине.
Но что потом — это большой вопрос. Ногами открывать двери пустых кабинетов? Так все разбежались. Кто будет управлять даже не Россией, а хотя бы округом Москвы, если все чиновники слиняли бы кто куда? У Пригожина даже списков с адресами чиновников не было, чтобы их выловить и отправить под конвоем на работу. Столько охранников не было, чтобы заставить работать всю эту чиновную орду. И через пару недель Москва бы просто встала в захлестнувшем ее бардаке. Ну, а про Россию и разговора нет — губернаторы бы через неделю начали бы парад суверенитетов, так как деваться им было бы просто некуда.
Собственно, поэтому мятеж Пригожина был обречен с самого начала. Взять Москву — да не вопрос, он бы туда вошел, как в Ростов. Может быть, снес бы пару баррикад. После чего остался бы с полностью пустыми кабинетами чиновников и пару недель пытался бы их найти. А они бы бегали от него и его кувалд — имидж у него уже сформирован вполне определенный. Ну, а там через пару неделек и партнеры-американцы подоспели бы, высадив свой военно-полицейский корпус во все опасные объекты и хранилища, так как оставлять ядерное оружие, атомные станции и прочие опасные объекты без контроля — это надо быть полными идиотами. А с востока партнеры-китайцы делали бы то же самое, так как деваться им было бы просто некуда.
Так получилось или у Пригожина сработал "сторожок" в голове — никому не известно. Но ситуация могла бы развиваться примерно таким образом с очень высокой вероятностью.
! Орфография и стилистика автора сохранены