Джордж Вашингтон — странный дядечка на долларовой банкноте, застывший на множестве памятников и превратившийся в один из самых огромных обелисков в мире. Что мы можем о нем сказать?
Существует сказочный, почти обожествленный Вашингтон, окруженный историями о его исключительном благородстве, о том, каким он был правдивым мальчиком в детстве, как его все обожали. Этакая не слишком интересная окаменелость.
Есть совсем другой Вашингтон — молодой землемер, путешествовавший по непроходимым лесам, сплавлявшийся на каноэ по рекам, офицер, вступавший в переговоры с индейцами, писавший о том, как "упоителен свист пуль", любитель танцев, который мог на спор протанцевать несколько часов подряд, — этакий весельчак и путешественник.
Был еще плантатор, вникавший в каждую мелочь своего хозяйства в Маунт-Верноне, человек, от руки переписавший книгу о правилах этикета и всегда этим правилам следовавший, рачительный хозяин, сравнивавший, сколько времени его рабы тратят на одну и ту же работу в его присутствии — и без него. Рабовладелец, не любивший рабство, но все-таки владевший людьми, строго наказывавший их — как, впрочем, и своих солдат — дисциплина значила для него не меньше, чем этикет.
А еше — генерал, возглавивший нищую, голую, босую и совершенно недисциплинированную армию, — и сумевший победить. Президент, возглавивший страну, когда никто еще не понимал, как ей управлять — и сумевший наладить здесь послевоенную жизнь.
В общем, Джорджей Вашингтонов было очень много, и чем больше о нем пишут, тем разнообразнее его образ в истории. Но ясно одно — этот человек, волей судьбы — и чуть ли не против своей воли — оказавшийся сначала главнокомандующим, а потом президентом, — сумел изменить жизнь тысяч людей и великой страны. А, если вдуматься, то и всего мира.
Что же такое было в нем, из-за чего он смог свершить столь великие дела? "Это просто так сложились обстоятельства", — говорят одни. "Он обладал выдающимися качествами", — возражают другие.
Вот об этом человеке, давно превратившемся в легенду, и пойдет речь в новом выпуске "Уроков истории с Тамарой Эйдельман".
! Орфография и стилистика автора сохранены