Иван Курилла разбил свою заметку на пункты. По пунктам и буду разбирать его утверждения, которые можно назвать аксиомами, поскольку практически нигде автор не утруждает себя хоть какой-то аргументацией, подтверждающей его откровения.
1. Большинство россиян НЕ поддерживают войну. Сохраняют лояльность — да (во многом потому, что не видят другого выхода), ее чаще всего и принимают за "поддержку войны", в том числе при публикации опросов. Но нет, никакой массовой поддержки войны нет.
Никакого подтверждения этому тезису, кроме вскользь упомянутых соцопросов. Но и результаты соцопросов, по автору, это никакая не поддержка, а вынужденная лояльность, которую принимают за поддержку.
А я, как уже не раз писал, сужу не по данным соцопросов.
1-а. Я общался со многими беженцами из Украины в Нюрнберге. Все, у кого есть в России родственники, рассказывают одно и то же: родственники — за войну. Я еще не встретил ни одного беженца, который сказал бы, что его родственники в России — против войны. Исключений — просто ни одного.
Но это, конечно, совпадение, просто мне вот так попадались только такие беженцы, у которых только такие поддерживающие войну родственники.
1-б. У меня у самого дома два месяца жили мои друзья из Запорожья. У них две родные тети в Москве, родной брат в Калининграде. Все — за войну и за Путина.
Они полностью верят зомбоящику и не верят своим родственникам.
Полный набор задов соловьевско-скабеевской пропаганды: мы освобождаем вас от нацистов, российская армия жилые дома не бомбит — только военные объекты, это вас ВСУ бомбит, нам жалко вас — вы зазомбированы бандеровской пропагандой.
Я все это лично видел и читал в их переписке по вотсапу!
Обращаю внимание: это не соцопросы в России, когда человек действительно с большой вероятностью отвечает не то, что думает, — это частная переписка ближайших родственников!
Но это, конечно, тоже совпадение, что у них оказались такие родственники.
1-в. Моя хорошая знакомая, которая уже больше 20 лет живет в Германии, сама москвичка. В Москве у нее десятка два подруг. Все — вместе с мужьями — поддерживают войну. Моя знакомая со всеми ними прекратила общение.
Ее лучшая подруга детства корила ее: наши деды вместе воевали с фашизмом, а ты теперь поддерживаешь нацистов в Украине. Довела мою знакомую до такого белого каления, что та пожелала ей, чтобы ее сына, которому сейчас лет 20, забрали на войну и убили там — иначе не проймешь!
Но это тоже совпадение, что все поголовно ее подруги с мужьями оказались за войну. Причем заметьте: речь идет не о каком-нибудь депрессивном регионе, не о Бурятии — не к ночи будь помянута — а о благополучной Москве. Все люди образованные.
Читаем Куриллу далее.
2. Руководство России не является избранным и не получало мандата на агрессию. Демократической легитимации у него и его политики нет.
И опять ни малейшей аргументации в подтверждение тезиса. Просто предложено верить, точнее, веровать как истине в последней инстанции.
Простите, а кто же избирал руководство России? Какая-то тайная секта? Пиндосы-американцы из своего непреходящего желания навредить России? Или сами украинские нацисты по причине той же русофобии выбрали вам этого Цахеса из питерской подворотни, зная, что он в итоге уничтожит Россию? Или, может, какие-нибудь нациствующие марсиане специально с этой целью прилетели с Марса и посадили вам его на голову?
Подсчет голосов на первых, 2000 года выборах, за исключением, может быть, каких-то мелких нарушений, был честным. На последующих выборах — да, были большие подтасовки и вбросы, но, по оценкам экспертов, основанным на данных экзитполов, — максимум, что Путину добавляли на всех выборах (как и "Единой России" на выборах парламентских) — это 20 процентов. То есть Путин победил бы и при честном подсчете, просто не с таким разрывом, в самом худшем случае — не сразу в первом туре. Но победил бы.
3. Коллективная ответственность есть, — но это не то, к чему можно "призывать", находясь снаружи коллектива. А идея "коллективной вины" — плод эпохи национализма. Не случайно она наиболее популярна в восточноевропейских странах, находящихся на стадии нацстроительства...
То есть не Украина, подвергшаяся агрессии, не западные страны будут определять коллективную ответственность — а сам агрессор? Дивное утверждение. Все равно что ответственность преступника будет определять не суд, а сам преступник.
Но если "коллективную ответственность" автор хоть как-то признает, то "коллективную вину" напрочь отвергает, как атавизм эпохи национализма: "А идея "коллективной вины" — плод эпохи национализма".
И тут, надо признать, Курилла имеет поддержку "тяжелой артиллерии" — Виктора Шендеровича.
Несколько дней назад Виктор Анатольевич написал на своей странице ФБ: "Покаяние не может быть коллективным. Коллективное — всегда попахивает скорее унижением, чем осознанием. Это что-то из разряда извинений перед Кадыровым".
Почему же, было в истории коллективное покаяние — и совсем не на манер извинений перед Кадыровым.
Я имею в виду коллективное покаяние немцев после войны. — Не сразу, и да, поначалу во многом принудительное, а потому не у всех искреннее, но, тем не менее, дало неплохие результаты.
Самое интересное, что Виктор Шендерович сам любит рассказывать об этом коллективном покаянии — как немцев сразу после войны строем, как школьников, водили в кинотеатры и показывали им кинохронику концлагерей, а потом на выходе выдавали продпаек, а тут почему-то забыл об этом историческом прецеденте покаяния нации. Которое, кстати, в немецком обществе продолжается по сей день.
После 24 февраля в Германии были случаи, когда выходцы из Украины умирали от инфарктов, в шоке от случившейся войны, не выдержав потока военных новостей. Вдумайтесь: не солдат на поле боя, не даже попавшие под бомбежку мирные жители — а в Германии, где никакой войны нет. Побочные жертвы войны.
Я лично знаю, точнее, знал одного такого человека, он и его семья неоднократно ездили с нашим турбюро на море. Он умер еще в марте, через три недели после начала войны. Умер в буквальном смысле сидя за компьютером, не выдержав ужаса информации.
А "хороших русских" только и волнует вопрос, как выписать индульгенцию россиянам за весь этот Апокалипсис.
Вилли Брандт, который ни в чем лично не был виноват, на коленях просил у евреев прощения от себя лично и за всех немцев, среди которых были и антифашисты. Лучшее, что могли бы сделать "хорошие русские" вместо того, чтобы все силы тратить на то, чтобы доказывать, что это все бяка Путин виноват, а белые и пушистые россияне тут ни при чем — это не буквально, но в фигуральном смысле опуститься на колени и просить у украинцев прощения за все то, что при попустительстве россиян натворила их страна.
4. Тем не менее, нам никуда не деться от ответственности за действия российского руководства и российской армии: не в смысле стыда или уголовного преследования, а в смысле разгребания последствий.
Ну да, никакого стыда обычный россиянин за действия своего руководства, творившего геноцид в Украине, испытывать не должен! Он же, этот россиянин, лично никого не убивал! Пусть Путин испытывает стыд! (См. выше о Вилли Брандте.)
5. Обсуждаемое закрытие Европы от россиян может стать большой ошибкой европейцев (и будет продолжением ошибочной же политики отказа от интеграции России в 1990-е)...
Да-да, все россияне в массе своей должны иметь возможность, как ни в чем не бывало, как будто никакую агрессивную войну их страна не ведет, продолжать ездить туристами в Европу. Особо подчеркиваю: для преследуемых властью за их антивоенную позицию есть известная с советских времен процедура получения политического убежища. Речь идет о запрете гражданам страны-агрессора посещения западных стран с целью туризма, шопинга, отдыха на море.
Что касается "ошибочной же политики отказа от интеграции России в 1990-е", то в 90-е интеграции России было выше крыши: и кредитов надавали, и в G7, клуб ведущих западных держав, авансом приняли. И это как раз и была ошибочная политика: эту, ее интеграцию, Запад должен был проводить не авансом, а обставив конкретными условиями, которые сделали бы невозможным случившийся реванш русского гестапо.
Надеюсь, после разгрома путинского режима Запад учтет допущенную им в 90-е годы ошибку.