Министр обороны Сергей Шойгу присоединился к предложениям о канонизации генералиссимуса Александра Суворова. Впервые эта инициатива стала публично продвигаться на министерском уровне. И тут уже церковь оказалась в непростой ситуации. Отказать министру трудно – тем более, что есть прецедент канонизации адмирала Федора Ушакова по настоятельной просьбе тогдашнего главкома ВМФ адмирала Владимира Куроедова. Для светского человека Суворов и Ушаков находятся в одном ряду – были современниками, побеждали в сражениях с турками, в честь обоих при Сталине были учреждены ордена и сняты фильмы.
Добавим к этому, что между церковью и военным ведомством недавно уже было напряжение в связи с мозаикой с изображением Сталина, которую планировалось разместить в главном храме Вооруженных сил. Для военных людей это было естественным делом, для церковных же – сильно дискомфортным. В результате спорная мозаика в храме так и не появилась. Суворов же, в отличие от Сталина, был православным, жертвовал на храмы, а на склоне лет подумывал об уходе в Нилову пустынь. И его почитали и в императорской России, и в СССР (кроме относительно короткого времени господства исторической "школы Покровского"). Возможная канонизация Суворова для православных людей, воспитанных в советской традиции (до революции вопрос о канонизации генералиссимуса даже не поднимался), будет куда более понятна, чем даже частичная и стыдливая реабилитация гонителя православия Сталина.
И все же церковь проявляет осторожность, ссылаясь на необходимость чудес. Но дело не только в этом. И не только в том, что в самой церкви разное отношение к "военно-патриотическому" православию – до сих пор обсуждается вопрос об ограничениях на благословение оружия, который предполагается рассмотреть на ближайшем Архиерейском соборе. Впрочем, настоятель Патриаршего подворья при Главном штабе РВСН протоиерей Михаил Васильев недавно заявил, что "перегибы, которые были в первоначальном тексте документа и явно отдавали духом толстовского теоретизирования, исправлены".
Есть еще один важный фактор - победоносные сражения адмирала Ушакова не затрагивали мирное население, с обеих сторон гибли военные моряки. В случае с Суворовым все было иначе. В 1794 году перед штурмом Праги (пригорода Варшавы) он издал гуманный приказ: "В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать". Но реальность была совершенно иной, куда более жестокой. Пушкин через несколько десятилетий писал:
И мы о камни падших стен
Младенцев Праги избивали,
Когда в кровавый прах топтали
Красу Костюшкиных знамен.
В церковной истории есть примеры очень спорных канонизаций – например, Андрея Боголюбского, войска которого разграбили Киев ("И два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен, разлучая силою с мужьями, младенцы рыдали, смотря на матерей своих", - сказано в Ипатьевской летописи). Но самого Андрея там не было – войском командовал его сын, исполнявший, впрочем, приказы отца – а сама канонизация была в значительной степени связана с гибелью князя от рук заговорщиков. Однако все эти события – и разгром Киева, и канонизация Андрея – происходили давно. Проблема же канонизации Суворова современная – и церковь оказывается перед непростым выбором. Хотя есть и проверенный на практике, вариант – отложить решение вопроса, занявшись изучением биографии и чудес.
! Орфография и стилистика автора сохранены