— Две новости: одна плохая, другая хорошая. С которой начать?
— Разумеется, с плохой.
— Плохая новость: Третья мировая война неизбежна.
— А какая в таком случае хорошая?
— Она продлится недолго.
Черный юмор нашего времени (с)
22 марта в соцсетях появилось фото российского посольства в Варшаве, над которым поднимаются клубы дыма.
— Э! — как Добчинский с Бобчинским сказали наблюдатели. — Где-то мы уже это видели!
И вспомнили, что точно то же происходило в Киеве за неделю до вторжения России в Украину. Дипломаты сжигали документы перед эвакуацией.
Сегодняшняя новость: по мнению экс-командующего Объединенных сил НАТО в Европе генерала Уэсли Кларка, Путин может решиться на нанесение тактического ядерного удара по Польше, тревогу в связи с дымом над российским посольством в Варшаве подтверждает и усиливает.
Поначалу я хотел написать памфлет в стиле политического фэнтези.
Перед вполне теперь реальной угрозой вторжения России в Польшу какой-нибудь Джейк Салливан заявляет, что США не будут, ввиду этой угрозы, вводить против России превентивные санкции. Только после нападения, буде оно случится. "Президент полагает, что санкции нацелены на сдерживание. И чтобы они сдерживали, они должны вводиться следующим образом, что, если Путин делает движение, за этим следует расплата. Мы понимаем, что это верная логика".
К слову, это реальная цитата Джейка Салливана за две недели до вторжения России в Украину, после которого весь мир имел возможность убедиться в верности такой логики и тактики.
Потом происходит вторжение в Польшу, вследствие чего США и ЕС вводят очередной пакет санкций, который, по оценке экспертов, уж точно разрушит экономику России годика через пол. Но с Польшей вся штука заключается в том, что она — член НАТО, а НАТЕ вступать в военное противоборство с Россией не хочется точно так же, как после нападения Путина на Украину. США, ЕС, НАТО все еще думают, что, хотя Путин не удовлетворился одной Украиной, но уж если скормить ему Польшу, он точно насытится.
Поэтому начинаются различные словесные эквилибристики и словоблудия, призванные оправдать нежелание Североатлантического Альянса выполнить статью 5 устава о коллективной обороне. В паническом страхе быть вовлеченным в военные действия против России НАТО отказывается даже закрыть небо над Польшей. "НАТО не может вмешаться в эту войну, потому что никому не нужна вытекающая из этого опасность безграничной эскалации ситуации по всей Европе. Относительно этого мы едины во мнении". (Реальная аргументация главы МИД Германии Анналены Бербок о невозможности закрыть небо над Украиной.)
Потом, как понимает читатель, ситуация повторяется со странами Балтии — Литвой, Латвией и Эстонией — с тем же успехом скормленных НАТОй кремлевскому крокодилу, лишь бы избежать военного противостояния с Россией. Ну уж ими-то крокодил точно удовлетворится! Ан нет — затем наступает черед Германии. Страны, усилиями экс-канцлера Ангелы Меркель более всех других стран ЕС сотрудничавшей и понимавшей Путина. Достаточно сказать, что неологизм Putinversteher (дословно: понимающий Путина) родился в Германии; это, прежде всего, о немецких политиках, а не о французских, итальянских или марсианских. И достаточно напомнить, что фрау канцлерин, при всей ее антипутинской риторике, на деле лоббировала "Северный поток — 2", торпедировала в ЕС реальные антироссийские санкции, и именно она предотвратила в 2008 году вступление Грузии и Украины в НАТО. Неслучайно немецкий журналист Борис Райтшустер назвал Меркель "лучшей женщиной Путина".
Концовка моего политического фэнтези была бы примерно такой: выступление Столтенберга, аргументирующего, почему любой ценой надо избежать вовлечения Североатлантического Альянса в военное противостояние с Россией, обрывается на полуслове. Почему — предоставляется домыслить догадливому читателю.
Но, подумав, я решил отказаться от идеи такого памфлета. Во-первых, слишком трагична ситуация, не до стёба. Каждый день в Украине от рук российских фашистов гибнут сотни людей, разрушаются города. Во-вторых — и главное: я могу как и сколько угодно ерничать, издеваться над импотентным Западом, не желающим вмешиваться, чтобы привести, наконец, в чувство мирового хулигана, даже ввиду вполне реальной теперь угрозы Третьей мировой войны (которая по факту уже идет, только нынешние чемберлены и даладье этого не то что не понимают, а все еще боятся взглянуть в лицо этой правде). Но, подозреваю, сколько бы я ни ерничал, действительность превзойдет мой сарказм в отношении безвольного, потерявшего всякое чувство самосохранения, не желающего выучить не то что уроки прошлого, но урок, который преподает История вот сейчас, прямо на наших глазах, Запада.
Я совсем не уверен, глядя на такой Запад, что в случае нападения Путина на Польшу или страны Балтии он задействует статью 5 устава о коллективной обороне. Подозреваю, сегодня альянс использует эту статью всего лишь как повод, чтобы не вмешиваться в расправу Путина над Украиной. Когда же очередь дойдет до других стран, членов НАТО, начнут изыскиваться другие причины для как минимум оттягивания принятия тяжелых и неприятных решений. В отчаянной и безумной надежде договориться с крокодилом удовлетвориться хотя бы этими странами.
Кстати. Согласно пятой статье о коллективной обороне, альянс обязан защитить своего участника в случае нападения на него. Но нигде в уставе НАТО не прописан запрет альянсу вмешаться, чтобы защитить страну, не входящую в альянс. Особенно если эта страна волею судеб оказалась на передовой защиты Свободного мира от главной мировой угрозы ему. Особенно если ей грозит тотальное уничтожение, после чего та же судьба ждет другие страны, и в НАТО не могут этого не понимать.
И это тоже подтверждает, что статью 5 своего устава НАТО рассматривает просто как повод для того, чтобы ничего не делать.
До Запада, похоже, все еще не дошло, что это не конфликт России и Украины. Что Украина находится на передовой противостояния России/Путина и Запада/Свободного мира. И это не конфликт цивилизаций — это конфликт варварства и цивилизации, и предпринять все меры для защиты Украины Западу необходимо даже не ради нее самой, даже не в силу собственных обязательств по Будапештскому меморандуму — а прежде всего ради самого себя, ради спасения мира от безумца с ядерной заточкой в руках.
У меня вопрос к президенту США Джо Байдену и руководству НАТО. Вы понимаете, что Путин не привык проигрывать, что он никогда не признает свое поражение в Украине, в связи с чем он будет готов вести войну на ее уничтожение? Вы так и будете, прикрываясь формальной отмазкой, что Украина не является членом НАТО, наблюдать до уничтожения последнего украинца, до разрушения последнего украинского города? При этом регулярно повторяя мантру о том, что США и НАТО ни при каких условиях не вмешаются в конфликт, подтверждая и пролонгируя тем самым лицензию Путину на уничтожение Украины?!
Но в таком случае вы — соучастники Путина в его преступлениях против человечности. Так же, как во Вторую мировую войну страны свободного мира, прежде всего США и Великобритания, были соучастниками Гитлера в Холокосте, перекрыв евреям пути эмиграции из Европы в Палестину, США и другие страны, выдав тем самым лицензию Гитлеру на окончательное решение еврейского вопроса. Гитлер ведь до 38-го года хотел только сплавить евреев кому и куда угодно, и лишь в 38-м году, после Эвианской конференции, которая призвана была решить вопросы помощи еврейским беженцам из Германии, Австрии и Чехословакии, но по сути отказала им во всякой помощи, когда он понял, что эти евреи никому в мире не нужны и их судьба никого не заботит — только тогда он принял решение о Холокосте. Вспомню еще такой факт: США и Великобритания упорно отказывались разбомбить подъездные пути к Освенциму и газовые печи, даже когда их самолеты летели бомбить химический завод в Моновице, находившийся в 8 км от лагеря смерти.
Но я отвлекся.
Всей 20-летней политикой умиротворения Путина (отсутствие должной реакции на геноцид в Чечне, на грузинскую кампанию, аннексию Крыма и создание Лугандонии, бомбардировки Сирии) Запад поощрял агрессивные устремления Путина. У кого-нибудь есть сегодня сомнения, что, если Путину дадут сожрать Украину, он не остановится на достигнутом? Что следующей будет Польша (о чем сигнализирует дымок над российским посольством в Варшаве), страны Балтии, далее — везде?..
А уж после Польши и Балтии защитить "русский мир" в Германии — это уже просто само собой напрашивается. А тем более денацифицировать Германию! Если уж Украину денацифицировал, то Германию — сам бог, точнее, дьявол велит! — Как говорится, можем повторить. Вы думаете, такая Кафка ни за что не может стать былью? — Но так же думали, что он не нападет на Грузию в 2008 году, и мысли не допускали, что решится на аннексию Крыма в 2014-м...
Точно так многие думали/надеялись накануне нынешнего вторжения Путина в Украину. До последнего дня, 24 февраля, не верили... А некоторые так просто улюлюкали над потешным, как они считали, ультиматумом Путина Североатлантическому альянсу и веселились, рассказывая публике, как Путин отполз, побитый отказом НАТО выполнить его условия. А он, оказывается, вовсе не шантажировал мировое сообщество, а предъявил ультиматум всерьез; когда же НАТО отказалось выполнить его требования, он вторгся в Украину.
Я думаю, после 24 февраля даже не особо догадливым должно стать понятно, что ко всем угрозам, исходящим от Путина, следует относиться на полном серьезе. Напомню, как-то еще в начале своего служения на галерах он поведал общественности свое жизненное кредо: не надо никого пугать, если вытащил пистолет — стреляй. Этому кредо он до сих пор следовал неукоснительно.
При рассмотрении всех возможных вариантов действий Путина всегда надо предполагать худший. Уверяю вас: вы редко ошибетесь.
Путин считает, что создание бесполетной зоны над Украиной — это объявление войны России. И НАТО испугалось, забыв от страха о несопоставимости военной мощи Североатлантического альянса и РФ. Между тем, напомню, когда в 2018 году американцы уничтожили вагнеровцев под Дэйр-эз-Зором в Сирии, Путин проглотил эту горькую пилюлю, даже не пикнув.
Я очень хотел бы посмотреть, как российские самолеты станут сбивать американские, которые будут закрывать небо над Украиной.
Но нет — на прошедшем вчера очередном саммите НАТО его глава Йенс Столтенберг в очередной раз заявил, что Альянс не будет вводить над Украиной бесполетную зону.
Да что там закрыть небо — у импотентного Запада не хватает политической воли даже ввести в полном объеме те действительно адские санкции, о которых я писал еще в 2014 году, сразу после аннексии Крыма:
1. Тотальное эмбарго на российские углеводороды (Вацлав Гавел — а он уже более 10 лет как умер — еще когда предлагал сказать России: оставьте ваш газ себе.)
2. Арест русских триллионов в США и Великобритании.
3. Отключение России от SWIFT.
4. Запрет на въезд в страны Запада всей путинской клике, включая членов семей.
Но ни один из этих пунктов даже теперь, после полномасштабного вторжения в Украину и каждый день совершаемых российским вермахтом преступлений против человечности, не исполнен, а отключение от SWIFT осуществлено в кастрированном виде, чтобы ЕС могло и далее осуществлять платежи за поставляемый Россией газ. Между тем эти, обращаю внимание, НЕВОЕННЫЕ МЕРЫ, введенные в 2014 году, несомненно, привели бы агрессора в чувство и сегодня не было бы этого Апокалипсиса, этого в буквальном смысле ада на территории Украины, и не было бы угрозы Третьей мировой, ядерной войны.
Сегодня, возможно, даже этими мерами Путина уже не впечатлить. Войну всегда проще предотвратить, чем остановить. Путина, развращенного 20-летней политикой умиротворения, охватил кураж, он закусил удила. Папаша Кураж задирает, провоцирует Запад, хулигански наскакивая на него: а вот и не ответишь! Чуть перефразируя Губермана, можно сказать: он хочет потрогать Запад за яйца его убеждений. Проверить его решимость отстаивать принципы свободы и демократии, да просто свои обязательства по коллективной обороне НАТО.
Путин уверен — и не зря — что в этой пока психологической дуэли он выйдет победителем. А значит — потом и в дуэли военной.
Пока еще у Запада есть возможность продемонстрировать Путину, что он ошибается.
Возможность есть, но желания пока не просматривается.
Запад, по существу, уже капитулировал перед Путиным. Де-факто. Одна Украина только еще и сражается. Одна за всех.
Что может привести в чувство безвольный Запад? — Неужели только ставшая явью трагическая концовка моего ненаписанного политического фэнтези?
Когда уже будет поздно?