К заметке Виктора Шендеровича.
Список причин, по которым сталинский и гитлеровский режимы действительно нельзя сравнивать, причем потому, что по большей части позиций красный фашизм гораздо хуже, кровавее и опаснее (прежде всего своей мимикрией, а потому — долговечностью) коричневого, можно продолжать.
Я бы, прежде всего, указал на очень важное различие последствий обоих фашизмов.
Гитлеровский фашизм был разгромлен. Образовавшаяся и существующая ныне на его месте ФРГ — демократическая страна, не имеющая никакого общего генезиса с гитлеровской Германий. Это Германия покаявшаяся, осудившая и избывшая (и все еще продолжающая избывать!) свое страшное прошлое.
Сталинский фашизм разгромлен не был. После смерти тирана он лишь несколько утратил свою кровавость — но не кровавую суть, которую лишь слегка покрыли румянами и белилами. Он ни в чем не покаялся, ничего не осознал, ничего не осудил и тем более не избыл. А с приходом на кремлевские галеры сами знаете кого, этот фашизм, никуда и не исчезавший, снова ожил, возгордился кровавым прошлым, количеством убитых собственных граждан и заявил, что "может повторить". Кто бы сомневался.
Сталин, кровавый палач собственного народа, неизменно занимает призовые места в опросах типа "Имя России". Очень символично и верно: Иосиф Виссарионович и есть имя и лицо России, и его режим обрел ныне второе дыхание. Что нужно было сделать с подведомственным населением, чтобы они гордились усатым менеджером, уничтожившим миллионы собственных граждан? Гордились миллионами, которые пришлось положить, чтобы победить гитлеровский фашизм. Можно ли себе представить, чтобы в нынешней Германии именем и лицом ее был Адольф Алоизович?
Не было, пожалуй, в мировой истории никакой другой страны, которая так бы покаялась в своих преступлениях, как Германия. И не было, пожалуй, в мировой истории другой такой страны, как Россия, которая и знать ничего не хочет о своем кровавом прошлом. Это, попутно, мой ответ тем, кто упрекает нас, как мы можем жить в Германии. Причем часто эти упреки исходят от тех, кто без всякой эмпатии продолжает жить в стране, не только уничтожившей миллионы своих граждан, но нисколько в этом не покаявшейся, а теперь, при Путине, находящей в этом повод для гордости и величия.
Неудивительно поэтому различие в результатах: ФРГ — это демократическая страна, это богатая страна, локомотив Европы. А путинская Россия — во всех смыслах наследница Сталина, страна с расчеловеченным деморализованным населением, потерявшим всякие ориентиры, не различающая, что такое "хорошо" и что такое "плохо", по-прежнему страна-изувер прежде всего к собственным гражданам, главная мировая угроза. Характерно, что Путин, не терпящий сравнений сталинского режима и гитлеровского, без всякой рефлексии воспринимает сравнение своего режима со сталинским. Во всяком случае, ни разу еще не возразил. Возможно, втайне даже гордится таким сравнением.
Неудивительно, что побежденный в итоге стал победителем, а победители Гитлера оказались проигравшими, и их дети и внуки мечтают попасть в побежденную Германию.
Действительно, никакого сравнения!