Кажется, среди экспертов и просто наблюдателей уже сложился определенный консенсус по поводу того, что Путин всерьез намерен начать военные действия против Украины. Не гибридные, с помощью вежливых зеленых человечков и трактористов соответствующих областей Украины, а самые настоящие. Российскими войсками. И водораздел дискуссии проходит уже не столько по линии "начнет — не начнет войну", а проглотит ли и на этот раз Запад, прежде всего США, очередное международное преступление Путина — или вступятся за жертву агрессии, введут ли против России адские санкции, как они обещают.
И здесь, конечно, опять полно самых радужных и пока ни на чем не основанных шапкозакидательских ожиданий. Чересчур оптимистично, в плане веры в то, что США на этот раз ничего не проглотят, а введут против России адские санкции, настроен Андрей Пионтковский. Он назвал эти санкции — "отключение от SWIFT, нефтяное эмбарго и арест "русского триллиона" — тотальной экономической войной против Путина. "Путинский режим идет на самоубийство" — в очередной раз уверен Андрей Андреевич, так и назвавший свою статью. В совершенной, просто необъяснимой эйфории находится такой, казалось бы, прожженный реалист и даже циник, как Аркадий Бабченко.
Пока мы имеем только слова и обещания, а Васька, точнее, Вовка между тем ест и стягивает войска к Украине. Слов, обещаний и серьезных озабоченностей была полна коробушка и в 2014 году! — Дел только не было. Откуда уверенность, что они будут сейчас? А приглашение Байдена Путину на климатический саммит и нынешний его звонок российскому коллеге с предложением встретиться (сбылась мечта идиота! — президент США выступил с инициативой встречи!), на мой взгляд, не отменяют угрозу войны, как почему-то опять в эйфории восприняли многие наблюдатели, а только усиливают самые пессимистические прогнозы по поводу конвертации слов и угроз новой администрации США в реальные дела. Лучше бы Байден вообще не называл Путина убийцей. Потому что после такого вердикта обхаживать и завлекать убийцу на саммиты и встречи — это хуже, чем просто умиротворение агрессора, это уже какая-то политическая порнография. И очередное подтверждение Путину, что все вышло по "егойному", Запад, США пошли на попятный! Как вы думаете, умерит это аппетиты агрессора или лишний раз покажет ему, что представляет собой коллективный Запад, и он, Путин, может и дальше продолжать гулять по мировому буфету?
Но здесь я бы хотел сказать еще вот о чем.
Весь тот набор мер, адских санкций, которые Запад, США готовят — если еще готовят! — в случае начала Путиным войны, надо принимать не потом, когда петух Путин клюнет, а сейчас, упреждающе! Потом, когда война начнется, будет поздно.
Когда война, не гибридная, а полномасштабная война начнется, ее при всем желании, даже при желании Путина — будет уже не так просто остановить. Во-первых, потому, что события начнут развиваться инерционно, по внутренней логике самой войны. Во-вторых, у Путина и не будет никакого желания ее останавливать — он не может потерять лицо, он уже закусит удила, крышу окончательно снесет, он уже будет бредить парадом Победы в Киеве. Естественно, если адские санкции будут введены, они, скорее всего, в итоге вынудят Путина остановить военные действия — но сколько тысяч людей будет к тому времени убито, сколько городов и сел Украины разрушено?
В 2014 году некоторые одинокие голоса — в том числе и автора этих строк — предупреждали о том, что если Запад "проглотит" аннексию Крыма и агрессию в Донбассе (а некоторые и в 2008-м предупреждали о последствиях отсутствия внятной реакции на агрессию в Грузии), это только утвердит Путина в его безнаказанности и поощрит к дальнейшим агрессивным действиям, причем еще более агрессивным, по нарастающей. Но это были гласы вопиющих в пустыне.
И вот — дождались. Путин настроен начать военные действия только потому, что по многолетнему опыту уверен — трусливый Запад и сейчас все проглотит. Поэтому — только немедленный удар по рукам, введение адских санкций ДО, а не ПОСЛЕ могли бы показать Путину, что Запад, США извлекли уроки из своей политики умиротворения агрессора, и тем — привести агрессора в чувство.
И не надо сильно переживать по поводу того, что вот мы введем санкции, а потом окажется, что Путин всего лишь блефовал. Он уже столько раз не блефовал, столько развязал войн (Грузия, Украина, Сирия), что мировое сообщество имеет полное право отнестись с полной серьезностью к подготавливаемой им войне и не считать эти действия блефом. В конце концов, это же, как известно, его жизненное кредо, которым он однажды поделился в приступе откровения: не надо никого пугать, если вытащил пистолет — стреляй.
А если потом и окажется, что он всего-навсего хотел попугать "украинских братьев" и Запад, чтобы сделать их сговорчивее и заставить Украину присоединиться к ОРДЛО, а Запад согласиться на новую "Ялту" — то пусть пеняет на себя и несет все издержки от своего блефа. Откуда столько церемоний, такая трогательная забота об этом государственном серийном убийце? Почему Украина должна подвергать потенциальному риску жизни своих граждан и свои города в надежде, что Путин всего лишь блефует?
А адские санкции он в любом случае и давно уже заслужил. За геноцид в Чечне, который не является внутренним делом России. За Грузию. За Украину. За Сирию.