Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным.
Л.Н. Толстой
Вот в чем у меня никогда не бывает разногласий с Игорем Яковенко — так это по теме о бездомных животных. Решение проблемы которых "Единая Россия" видит в поголовном их умерщвлении.
Игорь Александрович пишет: "Сторонники массового убийства безнадзорных животных обычно любят рассказывать страшные истории про детей, которых искусали стаи собак. Ни один нормальный человек не отрицает существования этой проблемы. Вопрос в выборе метода ее решения" .
Да, можно много говорить о методах решения этой проблемы: как в Европе — или как в Азиопе.
И что даже при азиопских методах проблема потихоньку бы решалась, если бы не тот самый "недостаток финансовых ресурсов для выполнения в полном объеме положений закона в части формирования в необходимом количестве приютов для животных, а также обеспечения приютов специалистами и питанием для животных", на который в пояснительной записке к предлагаемому законопроекту сетуют его авторы, скромно умалчивая о том, что этот "недостаток финансовых ресурсов" вызван разворовыванием выделяемых приютам средств.
Собственно, тотальное разворовывание — это и есть одна из основных примет Азиопы.
Но я здесь хочу сказать о другом.
Проблема на самом деле не в бездомных животных, проблема в людях. Юнна Мориц в пору, когда она еще не ступила на стезю борьбы с "зловреями", а писала искренно пронзительные стихи, сформулировала это с исчерпывающей лаконичностью:
"Собака бывает кусачей только от жизни собачьей".
Не было бы никаких страшных историй о детях, искусанных стаями собак, если бы в обществе не утвердилось такое паскудное отношение к бездомным животным. Если бы общество задумалось, осознало, ужаснулось тому, что происходит. Поставило себя на место этих беззащитных существ, не могущих за себя постоять, вынужденных ежедневно, ежечасно бороться не за кусок — за крошку хлеба, зимой — чтобы найти хоть какое-то утепленное укрытие и пережить очередную ночь. Ежедневная, ежечасная, ежеминутная борьба за то, чтобы выжить!
Если бы общество ушло от этой совершенно паскудной формулировки: это же всего лишь животные! (Так и слышу, что именно этот упрек бросают мне в лицо иные ненавистники животных.)
Это не "всего лишь животные" — это живые существа, это те же дети. Только, в отличие от человеческих детей, у которых есть родители, бабушки и дедушки, которые о них заботятся, — у этих детей ничего этого нет. Которые в буквальном смысле с младых ногтей оказываются вынуждены самостоятельно бороться за свое существование.
У меня у самого две собаки. Истории совершенно одинаковые (с той лишь разницей, что одна случилась в Москве, другая — в Киеве): обе крохи с братиками и сестричками были выставлены в коробках на улицу, когда им было 10 дней — две недели от роду. Им повезло — их подобрали волонтеры, которые выходили их и занялись их пристройством. Так они в итоге оказались у меня в Нюрнберге. Зайдите в фейсбук на соответствующие страницы — увидите, сколько таких историй о выброшенных животных, о совершенно диких издевательствах над ними, жестоких убийствах.
Так вот, имея опыт общения с бывшими бездомышами, я ответственно свидетельствую: это совершенные дети, наивные, беззащитные и абсолютно доверяющие человеку! Ну, а про их истовую верность, что бы ни случилось, не буду даже говорить — это общеизвестно. У меня не укладывается в голове, как можно не то что убить, усыпить, ударить — просто обидеть каким-то образом этих "ребенков".
Пока российское общество (украинское, любое другое постсоветское общество, где на улицах есть бездомные домашние животные) не поймет, что это не "всего лишь животные", а что это живые существа, что они имеют такое же право на жизнь, как и люди, — не будет в этих обществах ладу.
Если это осознание придет, проблема решится сама собой, потому что бездомных животных на самом деле не так много, как представляется. Как бы ни казалось, что их многие миллионы, это не так. На самом деле их в разы меньше, чем количество людей в стране. Чтобы понять это в первом приближении, сравните, чисто зрительно, сколько вы видите в дневное время на улице людей — и сколько собак или кошек. Совершенно очевидно, что людей на несколько порядков больше — все-таки улицы не так же запружены собаками и кошками, как людьми. А ведь люди не все одновременно находятся на улице.
Игорь Яковенко пишет о существующей оценке количества бездомных собак в России в один миллион душ. Наверное, эта цифра близка к истине. Столько же, думается, и бездомных кошек, может, несколько больше.
А теперь чистая арифметика.
При 140-миллионном населении России и, допустим, при среднем составе семьи в три человека, достаточно, чтобы всего лишь каждая 50-я (47-я, если быть точным) семья взяла себе с улицы собаку и каждая 50-я — кошку, чтобы проблема рассосалась сама собой! ОДНА НА ПЯТЬДЕСЯТ!!! Но, увы, даже одного милосердного на 50 равнодушных в России (да и на большей части постсоветского пространства) не находится.
Что же это за общество такое?
В Германии, при том что на улицах нет бездомных животных, не менее чем у половины владельцев собаки беспородные. Я же вижу это в нашем дворе, в парке, где мы гуляем. Берут в приютах, а также из неблагополучных стран — очень много, больше всего, наверное, из Румынии, а также из Болгарии, есть из испанских приютов. Но наши, русскоязычные, и тут особняком — при том, что многие держат собак, практически у всех — только породистые. Непрестижно, понимаешь, иметь дворняжку. А ведь нет более благодарных и верных животных, чем спасенные с улицы или забранные из приюта.
В нашей газете "Рубеж" в постоянной рубрике "Эра милосердия" мы в каждом номере печатаем истории — счастливые и не очень — о судьбе бездомышей и призываем читателей, если они все равно решили взять себе питомца, сделать одновременно доброе дело и приютить кого-то с улицы. Благо, у меня уже есть связи с волонтерами в России и Украине, вам совершенно легально доставят питомца с попутчиком, со всеми документами и прививками. От потенциального владельца не требуется никаких усилий — только его решение. Глас вопиющего в пустыне! — За все уже почти пять лет существования этой рубрики только один человек откликнулся на наш призыв и взял собаку из России. Просто руки опускаются от такого удручающего отношения наших людей к проблеме, от такого "зашкаливающего" уровня их милосердия.
Высказывание Льва Николаевича Толстого, вынесенное в эпиграф к статье, — "Общество, которое плохо относится к животным, всегда будет нищим и преступным" — в 21-м веке следовало бы переформулировать следующим образом: "Общество, в котором существуют бездомные животные, всегда будет нищим и преступным".
Впрочем, о чем говорить, если каких-нибудь 100 лет назад и даже менее в России были бездомные дети?
Что же касается стаи депутаток-единороссок, выдвинувших идею об убийстве всех бездомышей, то я не буду выходить с напрашивающейся встречной инициативой подвергнуть исключительно гуманной и безболезненной эвтаназии их самих. Может быть, очеловечить их возможно, сделав им прививки от бешенства?
P. S. Если вдруг у кого-то из читателей, живущих в Германии, появится желание приютить бездомыша, обращайтесь:
Тел. (в Германии): 0176 – 3 888 30 25 или
E-mail: reise.meridian@googlemail.com