Рассказывать историю жизни великого князя киевского и владимирского Александра Невского надо начиная с истории его батюшки — тоже великого князя Ярослава Всеволодовича. Титул великого князя он получил из рук татарских. Неспроста. Прав на княжение он не имел, ибо был младше своего брата Юрия Всеволодовича. Но тот загадочно исчез в 1238 году накануне штурма Владимира войсками Батыя. На реку Сить поехал войска для отпора татарам собирать. Где та река? Не ясно. Сколько потом историки ни искали — всё напрасно. Три Сити нашли, везде памятники поставили. На одной даже курганы есть. Но сколь археологи курганы те ни вскрывали — всё не воинские да не русские. Доказать, что была на какой-то реке Сить какая-то битва или войско какое стояло — задача нереальная. Одним словом, пропал старший брат.
Да и сам штурм столицы татарами странный какой-то был. Владимирские княжичи, сыновья великого князя Юрия Всеволодовича, Всеволод и Мстислав, которые руководили обороной Владимира, предлагали дать бой Батыю в чистом поле, под стенами города, где русские ратники могли драться под прикрытием стрел русских лучников. Почему? Они видели, что татар мало!
— Позвольте! — возмутится внимательный читатель. — Ну, ещё можно поверить, что князь Юрий по трусости удрал из столицы и был где-то кем-то убит. Но все летописи говорят о том, что татаро-монгол было пятнадцать туменов!
— Да, уважаемый читатель. В монгольской армии тумен — это 10 000 всадников. Мы об этом знаем. Но об этом не знали летописцы. Для описания армии они использовали либо русские термины, либо византийские. Потому термин "тьма", встречающийся в русских летописях при описании татарского войска, не может иметь монгольского происхождения. А византийское может! И означает "турма". В византийской армии XIII века турма насчитывала примерно 300–500 всадников. 15 турм — не более 7500 человек!
Но Бог с ней, с "тьмой" — турмой! Давайте посмотрим, сколько историки "нагнали" на Русь "ужасных татар".
Цифры "пляшут" от 45 тысяч до 600 тысяч. Ну, в среднем, 100 тысяч. А теперь давайте побудем квартирьерами татаро-монгольской армии. Нам надо пройти зимой по безлюдной местности от реки Северный Воронеж, где Батый сосредотачивал свои войска, до Рязани. Это примерно 500 км. При скорости 25 км в день — 20 дней. 20 кг пищи в день съедает лошадь. Человек в день 1,5 кг пищи. Сто тысяч всадников требуют ежедневно 2150 тонн еды. Максимум на подводу можно грузить 500 кг. Так, для транспортировки еды потребуется 4300 подвод, 8600 тягловых лошадей. Двадцатидневный поход в зимнее время по безлюдной территории потребует, соответственно, 86 000 подвод и 192 000 тягловых лошадей. Для обслуживания этих лошадей и подвод требуется не менее 192 000 человек. Длина такого обоза около 360 километров. И надо везти стенобитную технику. Сколько для этого требуется лошадей и подвод, я не знаю. Теперь о ночёвке. Римский каструм на 5 тысяч человек занимал 30 га. Значит, для 300 тысяч человек нам потребуется 18 квадратных километров! Я ещё не упомянул ежедневный водопой для ста тысяч боевых и двухсот тысяч тягловых лошадей. Представили себе в зимнее время такую прорубь?
Надеюсь, вы поняли, что ни о какой стотысячной армии татаро-монгол и речи быть не может!
Так сколько их было? По той же методике подсчёта полагаю, что на Русь двинулось не более 15 тысяч человек, из которых ударной, боеспособной силой было не более 5 тысяч. Те же 15 турм!
В конце концов, сошлёмся и на Рашид ад-Дина, арабского летописца, жившего как раз в это время. Он прямо говорит о том, что из всех монгольских войск Джучи, старшему сыну Чингисхана, отцу Батыя, подчинялись лишь четыре тысячи человек, которыми командовали Мунгур, Кингитай, Хушитай и Байку. Именно эти люди и составили основу армии Батыя.
То есть татар было меньше, чем армии великого князя во Владимире, силы для открытого боя были!
К сожалению, воевода Пётр Ослядюкович настоял на иной тактике. Принять бой на стенах. Убедил он и князей. Татарам это и было нужно (потому, скорее всего, воевода — предатель). Татары без особого труда подожгли город-деревяшку. Во Владимире началась паника, войска вынужденно отвлекли на борьбу с паникой и тушение пожаров. Город пал.
А потом началось самое интересное! Татары ушли. Ни гарнизона не оставили, ни город не разграбили (нет нигде в Орде ничего из сокровищ Владимира), ни слова ни о какой дани не сказали никому! Так ведут себя не захватчики, а... наёмники, которые просто получают за работу деньги. Моя версия — татар призвали.
А дальше что? А дальше во Владимир в том же 1238 году приезжает Ярослав Всеволодович из Киева. И становится там князем. Не по праву становится. И не с добром приезжает. Он привёл с собой киевскую дружину и фактически оккупировал раненный татарами стольный Владимир. При этом его брат, великий князь Юрий Всеволодович, как мы уже упомянули, исчезает. Вот только не пал ли он на самом деле жертвой братоубийства? Полагаю, что да. И массовое захоронение владимирцев, обнаруженное археологами в 2011 году рядом с Ильинской церковью и датированное 1238 годом, есть не санитарное захоронение, а захоронение перебитой войсками Ярослава Всеволодовича семьи его старшего брата. Напоминаю. В яме рядом с Ильинской церковью найдены тела 37 взрослых, в основном женщин, и 14 детей. Полагаю, что среди них и есть те самые якобы сгоревшие в Успенском храме при штурме татарами Владимира владимирские святомученники Агафья, Феодора и Христина, то есть жена, невестка и дочь великого князя.
Киев же Ярослав сдал Даниилу Галицкому, который занял его в 1240 году. Там Даниил оставил тысяцкого Дмитра с малой дружиной (примерно триста человек). Собственных войск тогда в Киеве не было, потому что их увёл Ярослав Всеволодович. 300 дружинников Дмитра и киевское ополчение отстоять город от натиска второго похода Батыя, естественно, не могли.
Кому после этого должны сдавать татары в 1240-м в управление Киев? И кому после этого ярлык на великое княжение давать? Только Ярославу! Что и было сделано ими в 1243 году. Неприглядное поведение Ярослава Всеволодовича наводит на мысль о сговоре между ним и татарами, о том, что для захвата власти призвал он татар и ослабил оборону Руси.
Повторю. Папа Александра Невского — братоубийца и предатель, позвавший на Русь Батыя.
При этом экономически Русь тогда была донельзя слабой. Татары контролировали Волгу, которая стала, после упадка в начале XIII века пути "из варяг в греки", единственной крупной торговой артерией Руси. Хочешь торговать — договаривайся с татарами. А потому Ярослав Всеволодович в 1246 году поехал к великому хану Гуюку договариваться и заодно за ярлыком. Вместе с ним уехали и его сыновья: Александр и Андрей. В Орде Ярослав умер. Может, отравили, а может, и от старости. После его смерти Гуюк отдал власть на Руси старшему сыну Ярослава — Андрею. Александру татары доверили экономически сильный, но политически слабый Новгород. Александру этого было мало. В 1248 году Гуюк умер. Отравили. По всей империи началось отстранение сторонников Гуюка от власти, проводимое новым великим ханом Менгу и его соратником Батыем. Александр понял, что настал его час. Он быстро переметнулся в стан сторонников Бату-Менгу. Это было несложно. Он дружил с сыном Батыя Сартаком и даже, возможно, был его побратимом. Александру не составило труда упросить Сартака, Батыя и Менгу отнять ярлык на княжение у Андрея и отдать ему, Александру. Взамен Александр обещал начать платить татарам большую дань, а главное — собирать её с не покорённых татарами богатых Новгорода и Пскова. Идея татарам понравилась. И в 1252 году на Русь была послана карательная экспедиция хана Неврюя. Русь подверглась страшному погрому. Великий князь Андрей попытался сопротивляться, но был разбит. Великим князем стал Александр. И он быстро начал "отрабатывать" свой "долг" татарам. Не пожалел при этом и родного сына Василия, который сопротивлялся "передаче" Новгорода под власть Орды. Александр лишил Василия старшинства и казнил всех верных ему людей.
В 1259 году хан Менгу умер. Сразу же начинаются столкновения между его наследниками. Империи больше нет! По Руси начинают полыхать восстания. Мало кто из князей сохранил тогда лояльность татарам. Но Александр Ярославич сохранил. В 1262 году он подавил антитатарские выступления во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле. И в том же году поехал в Орду обговаривать условия участия русских войск в походе Золотоордынского хана Берке против хана Хулагу. Там заболел и на обратном пути умер.
Это — реальная биография Александра Невского.
А как же его блестящие победы над шведами и тевтонами? Этих побед, скорее всего, просто не было. Стычка на Неве в 1240 году была всего лишь разгромом банды варягов. Да и "королевич шведов" Биргер был тогда весьма сомнительным королевичем, ибо само королевство Швеция возникло спустя десять лет после того события. В шведских источниках упоминания об этой битве, естественно, отсутствуют.
Битва с тевтонами в 1242 году? Есть пятнадцать редакций описания жития Александра Невского. Нигде тевтонские рыцари не упомянуты. В лучшем случае упомянут разгром "божьих рыцарей" из Западной страны. И всё.
Есть, правда, "Ливонская рифмованная хроника", из которой, например, мы узнаём, что где-то между 1224 и 1248 годами некто Александр Суздальский с большим отрядом напал на крестоносцев. Александр победил, взяв в плен шестерых и убив двадцать орденских братьев. Почему-то Александра Суздальского наши историки в этом случае идентифицируют с Александром Невским, хотя в то время он был князем новгородским, а в Суздале правил Святослав Всеволодович.
Есть ещё какие-то факты о странных предложениях папы римского Иннокентия IV Александру в 1251 году. Тогда в Новгород прибыли два кардинала с якобы предложением перекрестить Русь в католичество, обещая взамен помощь папы в борьбе с татарами. Это предложение Александр якобы отверг, сказав, что "учения от вас мы не принимали и не приемлем". Послы ни с чем уехали восвояси. История нелепая. Папа не мог даже теоретически договариваться с Александром в то время о помощи против татар. Ни по статусу честь, ни по обстановке! Нельзя же считать Папу римского столь несведущим в делах Руси, чтобы тот предлагал самому протатарски настроенному, причём удельному, князю в самый ответственный момент его биографии изменить своим сюзеренам!
Почему же фигуру Александра так "раздули" потом? И почему канонизировали?
Канонизировали Александра спустя триста лет после его смерти вместе с 18 другими новгородскими святыми на "макарьевском соборе" 1547 года, чтобы придать вес "новгородской партии" митрополита Макария, стремящегося стать основной фигурой власти при молодом царе Иване (тогда ещё не Грозном). Тогда же и написали его житие, полное, мягко говоря, несостыковок.
При Петре I вспомнили об Александре как о единственном святом, якобы воевавшем со шведами, что было пригодно для петровского пиара. При Екатерине I произошло учреждение ордена Святого Александра Невского. Это стало уже частью пиара рвущегося к власти фаворита Екатерины Александра Меньшикова. Потом вспоминают об Александре Невском при Елизавете Петровне, которая во время войны со шведами велела посеребрить раку его мощей. Вспоминают и при Екатерине II в сходных условиях. Тогда, в 1790 году, его мощи были перенесены в столицу. В новой войне со шведами это не помогло. В том же году с треском проиграно было Роченсальмское сражение. А может, перенос мощей помог утешить императрицу. И был проведен в память красавчика Александра Ланского, любовника царицы, умершего от горячки в 1784 году. Кто знает... "Вторая волна" почитания Александра Невского прокатилась в начале войны с гитлеровской Германией, когда похвастаться реальными победами было сложно, а подъём воинского и патриотического духа необходим. Для подъёма оного духа годны были любые средства, вплоть до пиара никогда не существовавших побед. Главное, чтобы наши люди в эти победы верили. Александр Невский идеально подходил для решения сей задачи. И был создан гениальный пропагандистский фильм с участием Николая Черкасова и тонущими тевтонцами. Никто даже вопросом не задаётся о том, что это противоречит любому учебнику. Не истории, а физики. Импульс силы при торможении сомкнутого строя даже тысячи тяжеловооружённых всадников (то есть при столкновении "клина" немцев со строем русских пехотинцев) огромен! Чтобы выдержать этот удар, лёд должен быть бетонным! Но это — детали. Важен образ. Выступать против — даже ныне бесполезно. Александр Невский — наше всё. Точнее, всё — его кинематографический образ.