Гарри Каспаров, в отличие от большинства наблюдателей, считает, что на этот раз Путин не являлся как минимум подстрекателем Азербайджана, затеявшего войну за возвращение Карабаха и других отторгнутых во время первой Карабахской войны территорий в родную азербайджанскую гавань. По той простой причине, что ему сейчас не до того, других проблем хватает, и то, что случилось, произошло помимо его воли и даже является фиксацией слабости России, оказавшейся в роли подстилки Эрдогана.
Честно говоря, поначалу и я так полагал: действительно ведь, ко всем проблемам и головным болям — события в Беларуси, отравление Навального, да просто персональный страх заразиться ковидом, который, кажется, затмил всё остальное и он забился, как крыса, в бункер — Путину сейчас только этой головной боли и проблемы не хватало. То есть то самое, сакраментальное: ЭТО ЕМУ НЕ ВЫГОДНО. По крайней мере в данный момент.
Но вообще-то: когда это Путина останавливали какие-либо действия, которые в глазах наблюдателей выглядели как действия не в его интересах? Разве те же грузинская и украинская кампании, сирийская авантюра, разве все эти отравления — от Литвиненко до Навального, многочисленные политические убийства, в результате которых Россию исключили из G8, ввели очень полезные для России санкции, а лично Путин стал нерукопожатным — разве все это было в его и тем более России интересах? Причем всё это было раньше, когда он был еще не столь неадекватным. Как же можно ждать от него разумных поступков теперь, когда его неадекватность за прошедшее время могла только прогрессировать?
И ведь, как ни крути, объективно всё сложилось сейчас на пользу Путину. Армяне наказаны за цветную революцию, ненавистный Пашинян наверняка будет свергнут, вежливые российские "миротворцы" обеспечат умиротворение Армении и уберегут её от всяких поползновений на новые цветные революции и переориентацию на Запад. Армения, в которую он назначит, как он думает, президентом своего смотрящего, теперь надолго окажется под его железной пятой.
Разумеется, все эти выигрыши — выигрыши тактические. В перспективе он, конечно, проиграет (как известно, Путин — неплохой тактик, но никудышный стратег), и Армения, одна из самых верных союзниц России, настолько верных, что, как отмечает и Гарри Кимович, поддерживала, в том числе при голосовании в ООН, её действия против Украины, а также по отторжению от Грузии Абхазии и Южной Осетии, исторически теперь потеряна для России навсегда — так же, как Грузия и Украина. Но тактическая победа, вольно или невольно, тактический выигрыш Путина налицо.
Наверное, когда-нибудь мы узнаем, кто был главным кукловодом нынешних событий — Эрдоган или все-таки Путин и кто кого в итоге переиграл. Эти два схлестнувшихся заклятых то союзника, то противника, оба озабоченных геополитическим доминированием, напоминают мне пару Сталин — Гитлер, которые тоже то дружили, то враждовали.
Даже в деталях нынешние события напоминают события начала Второй мировой войны. Кирилл Шулика предположил, что "Путин мог дать им (Алиеву и Эрдогану. — В. З.) гарантии, что Россия не окажет военную помощь Армении для того, чтобы наказать Пашиняна, который пришел к власти в результате революции". Если он прав, это ведь точная калька с гарантий, которые в секретных протоколах к пакту о ненападении дал Гитлеру Сталин относительно Польши!
Игорь Эйдман тоже не сомневается, что Путин решил, "стремясь наказать Армению за революцию, чужими руками нокаутировать её и поставить на колени, а потом разыграть роль миротворца и усилить военное присутствие в регионе". То есть чужими руками обеспечить покорение строптивой Армении. Но ведь это тот же сталинский Ледокол! — Дать Гитлеру (Алиеву и Эрдогану) разломать Европу (Армению), после чего он весь в белом явится её освободителем, Сталин — Европы, Путин — Армении.
Трудно сегодня сказать, так ли хитро это все было спланировано Путиным на самом деле — или же так все совпало объективным ходом событий, но о паре Сталин — Гитлер мы помним, что поначалу Гитлер перехитрил Сталина, но в окончательном итоге победа его оказалась для фюрера пирровой, а главное — катастрофой что для Германии, что для СССР. Оба друг друга перехитрили.
И последнее.
Александр Шмелев удивляется: если у Путина в руках были все рычаги воздействия на Алиева и Эрдогана, почему он не задействовал их в начале войны, чтобы избежать людских потерь:
Если Российская Федерация спокойно имела возможность прекратить эту войну в любой момент, почему это нельзя было сделать неделю назад? Две недели назад? Месяц назад? В первый же день войны? На второй? Как можно было сидеть и спокойно смотреть на гибель тысяч людей, хладнокровно выжидая...
Нет, я прекрасно понимаю, почему это делалось политически. Вся идеология путинизма базируется на отрицании революций, для них принципиально показать, что НИКАКАЯ смена власти "снизу" НИКОГДА ни к чему хорошему привести не может. Оттуда Крым в ответ на Майдан и Абхазия с Осетией в ответ на "революцию роз". "Теперь пришла пора наказать армян и этого наглого Пашиняна".
Но вот когда я представляю себе это на бытовом уровне — как люди сидят, спокойно смотрят на списки погибших 2000-х годов рождения и обсуждают — "нет, не спеши, пока еще мало погибло, неубедительное наказание будет, надо еще недели две потянуть" — вот это представить себе все-таки тяжело. Чисто по-человечески невозможно. Все-таки они там какие-то рептилоиды, негуманоиды точно".
Человек сделал открытие, обнаружив, что Путин и его клика являются рептилоидами или негуманоидами. И поражается этому открытию.
Просто удивительно, что спустя 20 лет после захвата власти в России путинской ОПГ ещё находятся такие удивительные люди. Удивительные в том смысле, что способны удивляться тому, что Путин спокойно переносит гибель тысяч людей и его не мучают кровавые мальчики в глазах.
Ребята, человек начал свою деятельность, еще только в должности премьера, за 9 месяцев до того, как Россия разродилась этим молодым и непьющим президентом, с взрывов домов с мирно спящими людьми, причем не чьими-то, как в Карабахе, — а с собственными гражданами! Затем он бросил на произвол судьбы моряков "Курска", отказавшись от иностранной помощи в спасении подлодки, потравил людей в "Норд-Осте", сжег напалмом школу в Беслане. Это, напомню, было только начало "славных" дел Владимира.
Муки совести, сожаление о погибших, мальчики кровавые в глазах? — Нет, ей-богу, даже те россияне, которые вроде бы все про Путина и созданный им режим понимают, до конца, кажется, так и не осознали, кто уже 20 лет является их фюрером.