Я не помню такого года, такого убийственного лета — в буквальном смысле череды смертей — от людей знакомых, но малоизвестных, до культовых фигур российского интеллектуального и медиа- сообществ. Сейчас нас поразила новость об убийстве Орхана Джемаля и ещё двух российских граждан — режиссёра Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко, снимавших фильм о наёмниках в Африке — о небезызвестных "вагнеровцах". Я буду писать только об Орхане, поскольку знала его лично.
Но сначала предыстория. Что такое "ЧВК Вагнера"? Это группа боевиков из числа бывших сотрудников силовых ведомств РФ и постсоветского пространства, сперва занимавшаяся охраной различных объектов на территории Сирии, а позже "взятая под крыло" спецслужбами РФ для последующего задействования в горячих конфликтах — в той же Сирии и в Украине.
Очевидно, что "ЧВК Вагнера", курируемая кремлём, продолжает совершать военные преступления — теперь уже по всему миру, а именно — на чёрном континенте, где была уничтожена съемочная группа.
Я уверена, что это заказное убийство, сопоставимое по масштабу с убийством Артёма Боровика, произошедшим в марте 2000-го года, также занимавшегося расследованием коррупции в силовых структурах. Заказные убийства такого рода обычно маскируются под несчастный случай или катастрофу. Здесь же мы имеем дело с расстрелом, хоть и выданным путинскими СМИ за попытку ограбления местным криминалом. И это не только заказное убийство, но и демонстративная акция устрашения для тех, кто способен пролить свет на подлинную историю современного российского оккупационного режима.
Последний раз мы виделись с Орханом на вечере памяти его отца — философа Гейдара Джемаля. Мне запомнилась одна деталь — он сказал: — "Я читал давно на каком-то мероприятии Ваши стихи и там были такие строки — "Только я остаюсь умирать взаправду. Покорми мою кошку".
! Орфография и стилистика автора сохранены