Одним из важнейших условий успешности "цветных" или "бархатных" революций эксперты называют участие в них части элиты. И опыт двух украинских революций это подтверждает. Но это важное условие для бескровной или относительно бескровной победы возмущенного народа над обанкротившейся властью непосредственно на площади. На майдане. Но с победой собственно Майдана борьба нового с отжившим не заканчивается, а только начинается. И вот тут таится большая опасность того, что та часть элиты, которая обеспечила победу Майдана, станет тормозом дальнейших преобразований. Когда она просто совершит рокировку со старой элитой, под шумок (эйфорию) победы займет все ее насиженные места и в итоге станет источником профанации реформ. Во всяком случае в Украине именно так оба раза и случилось. И смене элит, произошедшей после революции 2014 года, особую карикатурность придает не только сама сущность рокировочки, но даже ее форма: портреты свергнутого Майданом президента и президента, тем же Майданом вознесенного на властный олимп, расположенные рядом, вполне могут стать остроумной задачкой в рубрике "Найдите 10 отличий".
Намечающийся опыт Армении интересен тем, что, кажется, участники революции раскусили намерение армянской олигархической элиты совершить такую рокировку и поэтому не уходят с улиц, чтобы не допустить подобного развития событий. Если у них получится, это будет ценнейший прецедент на постсоветском пространстве.
Ситуация, как свидетельствуют эксперты в самой Армении, отягощается тотальным присутствием в стране России — незримым, а часто и вполне зримым. И это еще одна причина, по которой армянам не следует расслабляться.
Кстати, тем, кто удивляется, с какого это бодуна Путин поддержал армянскую революцию, напомню, что ведь этот человек, майданов боящийся, как проказы, в 2003 г. поддержал грузинскую Революцию Роз. И Михаил Саакашвили — как ни покажется это сегодня невероятным — удостоился аудиенции в Кремле! Совершенно очевидно, что Путин, по самоуверенности своей, рассчитывал сделать из него марионетку. При том, что Шеварднадзе был вполне себе пророссийским президентом, Владимиру Владимировичу, как той ненасытной пушкинской старухе, захотелось еще, чтобы новый грузинский президент был у него на посылках. Тот самый Мишико, которого через очень непродолжительное время он пообещает повесить за яйца.
Конечно, Путин и теперь рассчитывает оборотить события в Армении себе на пользу. С одной стороны, это говорит о его короткой памяти, но с другой — увы, надо признать — в данном случае его уверенность не беспочвенна. Он полагает, что уж Армения, зажатая между молотом и наковальней, между Россией и Азербайджаном, не имеющая выхода к морю, уж точно не вырвется из братских объятий.
Может показаться, что ситуация патовая. "Дружественная" Россия под боком. Олигархическая элита, перекрасившаяся под настроением улицы в элиту оппозиционную, оказавшись во власти, станет тормозом реформ.
Но здесь имеется опыт стран Восточной Европы, прежде всего Чехии. Где президентом после "бархатной" революции стал Вацлав Гавел — он, конечно, тоже представитель элиты, но не олигархической, а творческой. И опыт этот показывает, что круг не замкнутый, и выход есть.
Главный рецепт тут, как я понимаю, вполне простой, его довольно давно уже дал герой культового советского фильма: перестать путать свою личную шерсть с государственной. То есть перестать воровать. Дело за малым: выбрать во власть таких людей, которые будут о государственной шерсти думать больше, чем о своей.
Или же надо признать, что опыт восточноевропейских стран и даже трех прибалтийских республик — не про "нас", что страны постсоветского пространства — проклятые страны. Что это какая-то радиоактивная зона, в которой радиацией является коррупция с бесконечным периодом полураспада. Распадается — но никак не распадется. И любой, оказавшийся у власти, тут же начинает разворовывать страну (счастливым исключением здесь стала Грузия времен президентства Михаила Саакашвили, но это было именно исключение).
Ну хоть кто-то должен, наконец, доказать, что это не так?
Пусть такой страной станет Армения.