Золото колдуна
  • 09-12-2017 (14:34)

"Золото колдуна": российская антиимперская фантастика

Вадим Ли: Либертарианский пафос интегрирован в логику сюжета

update: 11-12-2017 (19:15)

Переворотам в обществе предшествует революция в сознании. И влияние художников на умы современников не меньше, чем влияние философов и их выродившихся наследников — пропагандистов.

Бомарше своей "Женитьбой Фигаро" сделал для пробуждения третьего сословия не меньше, чем Руссо и Вольтер. Победоносного британского империализма не было бы без Честертона и Киплинга. Неизвестно, как сложилась бы судьба афроамериканцев в США, если бы Бичер-Стоу с чисто женской страстной сентиментальностью не воззвала, что держать людей в рабстве — это как бы не совсем по-христиански...

И совковый реванш, агрессивно-послушный "русский мир" закликали с девяностых отечественные мастера, прости Господи, культуры. Тогда начали появляться, поначалу робким маргинальным ручейком, книжульки в духе "патриотической" утопии и духоподъёмные боевики про тупых, жестоких и трусливых "пиндосов" и непобедимых "наших". Вспомним Дмитрия Черкасова и настоящий шедевр патриотического воспитания: Никоса Зерваса и его "Дети против волшебников". А вообще имя им легион.

Сейчас на российскую аудиторию извергается мутный вал "русской имперской фантастики" и бравой милитаристики вроде фильма "Если завтра война" (его сняли в 1938 году, и потом почему-то долго не показывали — наверное, фантазии оказались слишком далеки от реальности). Патриотизм всё ядрёнее, качество всё суровее.

НОВОСТИ

Впрочем, встречаются и приятные исключения. Об одном из них и мы и поговорим.

Роман Владимир Титова "Золото колдуна" (издательство "Библио-Глобус", 2017) на первый взгляд — обычный фантастический боевичок. Разве что поменьше "стремительных домкратов", чем у среднестатистического русского фантаста, которого больше заботит попадание в политические тренды, чем грамотность текста и логичность сюжета. И действие происходит не в параллельном мире, не на другой планете и даже не в далёком прошлом. Время действия — начало "десятых", а место — средняя полоса России. А герои — обычные парни и девушки, вчерашние школьники. Они не Избранные. Автор не снабдил их магическими абилками. Они не рвутся устанавливать всемирную справедливость (в понимании туземных патриотических фантастов это "чтоб от Японии до Англии сияла родина моя"). Их устремления более земные и понятные: богатство, dolce vita (вернее, мечты об этом... которые неожиданно сбываются), любовь, ненапряжные игровые приключения. Они играют в исследователей, в романтических кладоискателей, пока в один прекрасный миг игра не выходит из-под контроля, а жутенькая сказка, рассказанная у походного костра, не показывает реальные зубы. И вот тогда юные герои открывают в себе недюжинную отвагу и силу воли.

Не буду спойлерить. Роман, несмотря на фантастический антураж, стопроцентно земной и жизненный. Это история о нормальных людях в абсолютно ненормальной ситуации. О том, как сберечь дружбу и любовь в условиях, когда невозможно сохранить здравый рассудок. О том, чего стоит твоя игровая крутизна перед лицом настоящей смертельной опасности (этот вопрос, правда, с другой стороны, рассматривает скандинаво-французский фильм "Форс-мажор" 2014 года.).

И о том, что рассчитывать можно только на себя и на команду. Государство — этот бог из машины (а чаще просто Бог) российских патриотических писателей — в романе отсутствует.

Ну, не то чтобы начисто отсутствует. Оно появляется в лице своих нечистых на руку представителей, которые собирают дань с бандитов, терроризирующих целый район:

"Там оказалось бандитское кубло покруче Кущёвки. Те крутые ребятки, они ведь ещё и растили коноплю на гидропонике. Плюс чёрное риэлторство, грабежи по хорошей наводке, обнал через фирмы-однодневки, даже работорговля..."

В книге есть ещё несколько политических "пасхалок". Герои рассуждают о третьей мировой войне, когда страйкболисты непременно будут мобилизованы в разведку. В одном эпизоде появляется бомжеватый "отпрыск российской императорской фамилии" (намёк на хайповую и пустую "Матильду"?). Странствия приводят героев в призрачный посёлок "Кукша", списанный с реального посёлка Курша-2: его жители погибли в лесном пожаре по вине советских хозяйчиков, которые во время приближения огненного шторма распорядились спасать не людей, а "народное добро" — заготовленные брёвна...

Но эти эпизоды не делают погоды: не следует представлять "Золото колдуна" прямолинейным политическим памфлетом. Либертарианский пафос интегрирован в логику сюжета. Героев книги можно сравнить с персонажами произведений Джека Лондона. Те же грубоватые манеры, склонность к мотивированному насилию, верность товарищам и возлюбленным, готовность рисковать ради того, чтобы сорвать куш в казино судьбы, и спокойное безразличие к мировым проблемам и проклятым вопросам. Что не помешало джеклондонским персонажам построить великую цивилизацию.

Автору "Золота колдуна" до Джека Лондона, конечно, далековато. Однако этот роман — однозначно must read.

Вадим Ли

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter