Из новостей культуры.
Сайт телеканала "Звезда" порадовал зрителей предстоящими вскоре съемками очередного боевика. Анонс короткий, приведу его полностью:
Популярный российский актер Алексей Панин сыграет роль командира ополчения в новом фильме режиссера Владимира Бортко.
"Владимир Владимирович Бортко вместе с писателем Александром Прохановым написали сценарий „Убийство городов“. И Бортко пригласил меня на одну из ролей", – рассказал "Комсомольской правде" Алексей Панин.
По словам актера, его герой – ополченец с криминальным прошлым. Панин рассказал, что ему близка роль, потому что несколько лет назад его взяли в плен ВСУ в Одессе за то, что он выступал за воссоединение Крыма с Россией. После этого он сбежал, а СБУ возбудила против него уголовное дело.
Такое короткое сообщение, а сколько талантливых и легендарных имен!
Это, прежде всего, режиссер Владимир Бортко, постановщик "Собачьего сердца".
Это автор сценария, писатель и по совместительству патриот земли русской Александр Проханов. Только таланту такой силы, как автору "Господина Гексогена", оказалось по плечу в коротком названии уместить, по сути, всю суть будущего фильма: "Убийство городов". Догадываетесь, об убийствах каких городов пойдет речь, и кто будет пытаться эти города уничтожить?
Ну и, наконец, "популярный российский актер Алексей Панин", герой которого, как следует из контекста анонса, и будет защищать эти города от убийства неназванными злодеями. Роль, как поведал сам Панин, ему близка, и, добавим, не только из-за задержания в Одессе. Почитайте в Википедии о его "похождениях" в 2013-м году в самой России: хулиганских выходках, дебошах и, как результат, неоднократных задержаниях полицией. Российской, а не украинской. По-моему, снимаясь в многочисленных боевиках, актер попросту перестал отличать реальность от вымысла, в котором играет. А еще – если бы Владимир Бортко или какой другой режиссер надумал снять новую экранизацию "Шарикова", ему не пришлось бы искать актера на эту роль. Типаж в десятку.
Но это все была присказка. Сказка – впереди.
Практически все путинские годы, наблюдая за катастрофическим крушением репутаций многих любимых писателей, режиссеров, актеров, я с досадой задаюсь вопросом: как такое может быть? Неужели их совсем не волнует собственная репутация (речь ведь не идет об угрозе жизни, как это было во времена Сталина)? Путин рано или поздно уйдет, морок рассеется, и как они будут дальше жить? Все так же, как ни в чем не бывало, рассказывать нам о добре и зле, о чести и достоинстве, о свободе? Полагая, что у нас короткая память?
Трансформация (деградация) постановщика "Собачьего сердца" вызывала особенную досаду. Это не умещалось в сознании – снять такой гениальный фильм, где все о коммунистах было исчерпывающе сказано – и вдруг в 2007-м вступить в российскую компартию. Вот его высказывание новейших (путинских) времен о либералах: "Если спросить наших либералов: вам что, действительно хочется, чтобы тут всё пошло прахом? Боюсь, что мы получим ответ: мы Родину любим, но пусть тут хоть всё сгорит, лишь бы торжествовала либеральная идея". А вот Путина и Зюганова, по мнению режиссера, объединяет именно любовь к Родине.
В 2013-м году в интервью "Аргументам и фактам" автор "Собачьего сердца" назвал Сталина "пожалуй, самой оболганной личностью во всём ХХ веке" и спел известную арию об успешном менеджере и о вкладе Иосифа Виссарионовича в победу в Отечественной войне.
А в 2016-м году, выступая в программе "Большинство" на НТВ, посвященной 60-летию речи Хрущева о культе Сталина на ХХ съезде, Владимир Бортко смутил даже ведущих Максима Шевченко и Сергея Минаева, когда, по сути, отрекся от своего детища – "Собачьего сердца" – и следующим образом отозвался о сталинском терроре: "А что, такое время было…"
И далее развил тему эффективного менеджера: "Что было при Сталине? Развитие науки, не только атомная бомба – весь космос. Построение мощнейшего государства!"
Максим Шевченко: "А изуродованные судьбы, которые вы воспели в фильме „Собачье сердце“? Это было? Профессора, интеллигенция…"
Бортко: "Обстоятельства… Но зато другое – благодаря ему мы все здесь живем. Он сказал ученым: „Испытайте скорее водородную бомбу, или, боюсь, если пройдет еще три месяца, то на нас ее испытают“ И ее сделали за это время".
С. Минаев: "А как же быть с теми, кто не живет благодаря ему, чье дети так и не родились, кого расстреляли?"
Бортко: "Руководитель страны – такая должность, что быть добреньким совершенно нельзя, когда нужно выбирать между одним и другим…
Я спрашиваю всех: жить всем – никого бы не осталось. Двести атомных бомб! (видимо, у США. – В. З.) Это было уже готово. Или – вынужденные жерты".
Шевченко: "Вы готовы ради того, чтобы у Советского Союза была атомная бомба себя и свою семью принести в жертву? То есть, ваша семья объявляется врагами народа, но зато у страны атомная бомба".
Бортко: "Я выбираю страну. Если у меня будет только такой выбор: семья – или страна, которую я очень люблю, я выберу страну". И добавил: "Мой дед пал от репрессий Сталина".
Даже Максим Шевченко вынужден был заметить: "Мне кажется, это не человеческая позиция". Шариковская, в буквальном смысле.
В марте 2014 года Бортко в числе прочих деятелей культуры поддержал аннексию Крыма. Теперь выглядит вполне логично, что он будет снимать боевик о том, как злые "укрофашисты" убивают собственные города, защищаемые добрыми "ополченцами с криминальным прошлым".
Попытки объяснить "феномен" Бортко имеются. А Александр Невзоров, напротив, вообще не видит тут феномена, поскольку не считает "Собачье сердце" гениальным по той простой причине, что фильм Бортко, по мнению Невзорова – плагиат итальянского фильма 1976-го года. Об этом он рассказал в программе "Персонально ваш" на "Эхе Москвы" 23 марта прошлого года: "И вот для всех это несоответствие и страшный контраст между тем, что сделал Бортко, фильм „Собачье сердце“, все остальные его кино никому не известны. И его поведением и дикостью его взглядов, конечно, является загадкой. Но ларчик, как всегда, просто открывается. Давайте посмотрим, что в 1976 году произошло в Италии. В Италии режиссёр Альберто Латтуада с Максом фон Сюдовым в главной роли снял фильм „Собачье сердце“. Этот фильм полностью до мельчайших деталей был скопирован и просто да, очень повезло, конечно, с сочнейшим Евстигнеевым и великолепным Шариковым. В итальянском фильме чуть-чуть Шариков попроще. Макс фон Сюдов хотя и огромный актер, но все-таки он другого типа, нежели Евстигнеев. Но, тем не менее, все мизансцены, все смыслы, все уже было подготовлено. И поэтому фильм „Собачье сердце“ является просто обычным плагиатом. … Назовите этот плагиат ремейком. Если вам будет проще".
Честно сознаюсь: итальянский фильм пока не смотрел, не могу судить. Но даже если Невзоров прав, все равно "Собачье сердце" Бортко – шедевр. Невозможно тáк это снять, не выстрадав этот фильм.
С другой стороны, есть еще одна картина Владимира Бортко, фильм для детей, "Без семьи", снятый в 1984-м году по повести французского писателя 19-го века Гектора Мало. Пронзительная история о ребенке-подкидыше. Этот фильм уж точно не плагиат, и это тоже шедевр. Такой фильм нельзя снять с холодным сердцем, тáк можно снять, только глубоко сопереживая, сострадая героям фильма.
Сострадание, на мой взгляд, вообще одна из движущих сил в искусстве, свойство, без которого настоящий художник состояться не может. Как только Бортко изжил в себе все эти "химеры" совести и сострадания, поступил на службу к Сатане – в нем умер художник. Кто-нибудь может похвалиться тем, что регулярно пересматривает его "Идиота" или еще одну экранизацию Булгакова – "Мастера и Маргариту"? Нет больше от Владимира Бортко шедевров – пусть даже ремейков.
И что-то мне подсказывает, что анонсированное "Убийство городов" не станет событием. А вообще восхитимся и этой трансформацией: от писателя Булгакова – к писателю Проханову! Какой путь пройден!
На мой взгляд, точнее других диагноз режиссеру Бортко поставил Александр Феденко: "Бывает, человек жил-жил, да помер – изжил себя. А вместо него совсем другой теперь живет. Тот вино с друзьями любил, этот кефир в одиночестве пьет. Тот с Кормильцевым песни писал, этот у Прилепина в передаче фон наполняет. Тот „Собачье сердце“ снял, а этот требует Сталина вернуть. И все вокруг думают, что тот еще жив, и удивляются, обнаруживая такое несходство. А ничего удивительного – просто тот умер, и кто-то его тело донашивает, а все думают, что он жив".
Гений и злодейство таки несовместимы.
Фантазии Михаила Булгакова хватило лишь на то, чтобы придумать превращение в Шарикова добрейшего пса. Ни в каком дурном сне Михаилу Афанасьевичу не могло привидеться превращение профессора Преображенского в Полиграф Полиграфыча.
Но именно это мы и наблюдали все последние годы в режиме, как говорится, реального времени.
Грустно...