Недавние противоречивые заявления украинских властей о скорой подаче в ЕСПЧ исков "Ukraine versus Russia" за аннексию Крыма и отъем Лугандонии, по моим ощущениям, обойдены вниманием русскоязычных масс-медиа. Возможно, виной тому резкая смена исковой деноминации — с долларов на гривны, прозвучавшая в Киеве спустя неделю. Согласитесь, триллион в первой и второй валютах — две большие разницы.

Между тем все это говорит об одном: обе стороны не доросли до осознания себя в рамках юридического поля. Украине следовало Россию, пусть во владениях Фемиды, контратаковать как минимум год назад, России же — хоть на секунду заглянуть в мир грядущий. Каков он — без нее, скукожившейся в своем изгойстве, или, по общепризнанным правилам, с ней?

При всем том в дне завтрашнем несложно допустить и "гибридность" мироустройства — сосуществование долины технологического Эльдорадо, пусть со многими проплешинами и мятежной степи гармошек, сабель и лампас. Судя по всему, в Кремле уповают на данную конфигурацию, если, разумеется, там, помимо "присутственности", озабочены чем-либо еще.

Об этом "еще" и пойдет сегодняшний разговор.

По многим признакам Россия проигнорирует все решения международных судов. Как уже принятые — в деле ЮКОСа, так и находящиеся в процессе развития и становления — "Грузия против России", "Украина против России", намереваясь выставить "сухой счет". По крайней мере отклики российских официальных лиц на украинскую правовую инициативу недвусмысленны..

В свете содеянного Россией этому удивляться не приходится, при том что легкое удивление вызывает вовлеченность Кремля в недешевые апелляционные процедуры по вердикту ЮКОСа. Исход-то тяжбы известен заранее, зачем юридическую резину, рано или поздно рвущуюся, тянуть? Долговой каталажки в международном регистре пока нет; всего лишь деньги, пока есть, чем, плати. Ведь многие заграничные активы, приписываемые российскому государству, рано или поздно конфискуют… Или, может, в Москве и впрямь считают, что путинская хартия разбоя — высшего порядка справедливость? Не думаю.

Зато ни на йоту не сомневаюсь в том, что иски Украины, Грузии к России будут рано или поздно соответствующими международными судами удовлетворены. Более того, мировое сообщество подверстает правовую базу к нынешней юридической неопределенности, когда межгосударственные конфликты — вне зоны имущественного права.

Правда, все это дело будущего, хоть и не столь отдаленного. Куда актуальнее то, что постепенное сползание путинской автаркии в долговую яму международных судебных тяжб — эффективный пропагандистский повод в борьбе за взбаламученные умы россиян, в особенности поколения информационных технологий. Ведь статистика по рецессии российской экономики, санкционной катавасии, раздутым военным расходам, обыгрываемая оппозицией, страдает от дефицита наглядности. Желательны более иллюстративные методики, способные пробудить в скособоченном сознании крымнашистов элементы критики, возможно, в духе таких, о которых речь пойдет ниже.

Между тем современный россиянин относительно начала девяностых более-менее сыт, да и внешний долг страны приемлем, но фискальный счетчик наложенных на РФ и маячащих на ее судебном горизонте компенсаций уже запущен, и вопрос лишь времени, когда, как на Таймс-сквер, количество нулей в нем зашкалит. При этом та цифирь вовсе не индикатор деловой активности, как в США, пусть через заимствования, а метроном позора нации, угодившей в сети международного правосудия точно начинающий вор-карманник. И весьма похоже, что из этой трясины выбираться не одному поколению крымнашистов. По аналогии с постгитлеровской Германией несложно предположить: России те долги никто не спишет.

Как представляется, такой счетчик буквально просится в виртуальный мир, да и в мир плаката тоже. Эмоциональная "подсветка" ему не нужна, скорее, повредит делу. Куда эффективнее магия голых, самих за себя говорящих цифр, разумеется, при соответствующей подаче.

Софт счетчика — проще не бывает, всего две строки, правда, разбитые на параграфы. Первая строка — величина компенсаций, установленных вердиктами международных судов (пока негусто — каких-то 53 миллиарда долларов, присужденных по делам ЮКОСа). Вторая — оценочный размер денежных исков против России, находящихся в стадии становления. Последняя неизбежно даст приплод в виде третьей строки — иски, принятые к рассмотрению.

Несколько сложнее с разбивкой строк на разделы — потенциал таковых шире. Например, онлайновое состояние суммы долга под действием процентной ставки, распределение долговой величины на душу населения, усредненное число объектов соцкультбыта, не реализуемых из-за долговых выплат, влияние долга на индексацию социальных выплат, прочее.

Увы, вторая позиция пока обретается в режиме непрерывных помех. Озвученная Украиной компенсация в долларах вдруг "меняет пол", преобразовавшись в изведенные коррупцией гривны, грузины же почему-то зациклены на правах своей диаспоры, должно быть, оставив Южную Осетию на лучезарное потом, но главное, не просматривается должного правового осмысления произошедшего.

Оно же таково, что в шкале мировых приоритетов главенствует отнюдь не материальный ущерб, нанесенный Украине и Грузии агрессий Путинлянда, и даже не изъятие их суверенных территорий, а война, объявленная Россией первому миру, стало быть, миропорядку в целом. Коль так, то Украине и Грузии следует не лавировать в океане подсудности, проваливаясь в многочисленные лакуны международного права, а требовать у мирового сообщества учредить Международный трибунал по преступлениям, связанным с насильственным изменением государственных границ.

И совершенно неважно, коррелирует ли подобный институт с принципами построения мирового Гайд-парка — ООН, прочих международных говорилен и таит ли эта инициатива угрозу раскола мирового сообщества. Вполне можно предсказать то, что ведущие державы в условиях нового модус вивенди, активно навязываемого Россией, идею такого трибунала поддержат, как и большинство прочих вменяемых стран.

Укоренение подобного института существенно расширит правовую базу, позволяя предъявить России от лица Украины, Грузии, да и немаловажно — мировой общественности — полноценный счет, условно равный триллиону долларов. Сумма приблизительно соответствует российскому годовому ВВП и с большего отображает не только размер материальных и моральных убытков, понесенных жертвами российских интервенций, но и станет действенным предупреждением, дабы вирус экспансионизма купировать.

Единодушной поддержки проекту трибунала не требуется, достаточно голосов стран первого мира и примыкающих к ним всевозможных содружеств. Ведь именно у первых сконцентрирована большая часть зарубежных активов РФ — море разгулянное для судебных приставов, вооруженных вердиктами. "Надежно, как в швейцарском банке", можно сказать, вышло из употребления, да и принадлежность любых капиталов сегодня более чем условна. Но об этом как-нибудь в другой раз…

Однако вернемся к нашему девайсу, завершая тему. Ранее говорилось, что счетчик присужденных к выплате и грозящих России компенсаций может функционировать не только в виртуальной среде, но и как плакат, выставленный на всеобщее обозрение. С поправкой на технологичность времени — в виде электронного табло. Как по мне, на Крещатике и Шота Руставели оное буквально высматривает себе место.

Даже столь символическая "побрякушка", будто обращенная в не очень внятное будущее, может создать некий благоприятный фон в атмосфере тяжелого похмелья, в котором пребывают Грузия с Украиной, униженные Россией, и от чего освободиться у них пока не выходит. Не помешают подобные табло и странам Балтии, не на шутку встревоженным крымнашизмом, придутся ко двору и столицам первого мира тоже. А то как бы не забылось, что любое зло должно быть наказуемо.

Хаим Калин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter