Псковская область в последнее время находится в центре внимания всего российского гражданского общества. Мы привыкли, что чиновники в России нечистоплотны и легко нарушают закон. Ничего нового ни про мэров, ни про губернаторов, ни про министров или депутатов, казалось бы, узнать было нельзя. Воровство и коррупцию в Москве и регионах можно было если не оправдать, то попытаться понять, хотя бы через известные строки Бродского: "Говоришь, что все наместники - ворюги? Но ворюга мне милей, чем кровопийца". Однако результаты расследования дела Олега Кашина и убийства Бориса Немцова наглядно продемонстрировали, что уже давно воровством дело отнюдь не ограничивается. И если глава известного южного региона находится на совершенно особом положении, исключающем любую критику в его адрес (наоборот, он сам может делать самые смелые выпады в адрес полиции, суда или прокуратуры, если их действия ему не нравятся), то глава Псковской области навряд ли сможет избежать последствий разразившегося скандала.

Напомню, что нападение на известного журналиста Олега Кашина было совершено 6 ноября 2010 года. 7 сентября этого года Кашин назвал имена людей, избивших его до полусмерти - все трое работали охранниками "Механического завода" в Санкт-Петербурге, который входит в холдинг "Ленинец", принадлежащий семье губернатора Псковской области Андрея Турчака. Никаких личных мотивов убивать журналиста у них не было, зато незадолго до нападения Кашин серьезно поругался с Турчаком в Живом Журнале. В интервью газете "Коммерсант" жена одного из подозреваемых Елена Веселова заявила, что Андрей Турчак виделся с ее мужем перед покушением. "Данила рассказал, что сначала ему на работе Горбунов сказал, что вот есть такой Олег Кашин и что надо бы его облить краской. Говорил, что так обычно делали всякие политические движения, вот ему что-то похожее нужно. А потом он поехал в Москву с Горбуновым, где они встретились с губернатором Андреем Турчаком в кафе. И про то, что Кашина надо побить, говорил уже он. Мол, чтоб писать потом не мог". Более того, по словам Веселовой, эту встречу ее муж взял диктофон: "Он решил подстраховаться: все-таки губернатор, встреча по наказанию Кашина, очень странно ему это показалось. Если бы этой записи не было, я не знаю, что бы делала теперь. Муж мне ее отдал, есть еще несколько копий в других местах. В случае чего мы готовы их обнародовать".

Таким образом, в адрес Псковского губернатора Андрея Турчака прозвучали очень серьезные обвинения, настолько серьезные, что среди влиятельных столичных функционеров был организован своеобразный флешмоб по игнорированию Турчака. К примеру, как пишет Znak.com, из-за публикаций о возможной причастности Турчака к нападению на Кашина, главный редактор издания "Русский пионер" Андрей Колесников, который считается одним из любимых журналистов Владимира Путина, отказался от проведения дня рождения издания в Псковской области. "Никогда я не был любителем Кашина… Но история с избивателями и заказчиками меняет дело. Мы, "Русский пионер", собирались отпраздновать день рождения издания в Псковской области. Я это все отменил. Мы так не можем", — написал Колесников в Facebook.

Инициативу Колесникова подхватил руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, который так же отказался от участия в Довлатовском фестивале в Псковской области, проводимом под эгидой губернатора, "на фоне подозрений в причастности Турчака к нападению на журналиста": "Боюсь, что мой приезд будет неверно истолкован, и не хочу, чтобы он воспринимался в качестве моральной поддержки руководства Псковской области", - первоначально заявил Сеславинский, однако, позднее скорректировал свое заявление, пояснив, что он просто "находится в отпуске". По информации источника телеканала "Дождь", поправить первоначальное заявление о Турчаке Сеславинского попросили в Администрации президента, - "в Кремле посчитали, что чиновник уровня главы Роспечати не имеет права давать собственную оценку в отношении действующего представителя власти до того, как свои выводы сделали следствие или вынесено решение суда".

17 сентября в Москве у зданий Следственного комитета в Техническом переулке прошли одиночные пикеты журналистов в знак солидарности с Олегом Кашиным. Возмущенные граждане требовали объективного расследования покушения и наказания заказчиков и исполнителей.

Между тем версию о причастности к преступлению губернатора Псковской области Андрея Турчака следователи официально до сих пор не рассматривают, а сам Турчак в сложившихся условиях решил еще более усилить нажим на оппозицию в своем регионе. Как написалпетербургский яблочник Борис Вишневский в своей заметке "Шлосберг как жертва нападения на Кашина", опубликованной на сайте "Эхо Москвы", " 24 сентября Псковское областное собрание попытается незаконно лишить мандата <...> Льва Шлосберга — главного раздражителя и оппонента местной власти и лично губернатора Андрея Турчака. Человека, который первым предал гласности факты гибели российских военных на необъявленной войне с Украиной, после чего стал жертвой бандитского нападения. Теперь Шлосберг стал жертвой (в несколько ином смысле, конечно) другого нападения — на журналиста Олега Кашина".

Вишневский напоминает, что "несколько дней назад в газете "Псковская губерния", которую много лет редактирует Шлосберг, появилась статья о расследовании "дела Кашина", организаторы и исполнители которого, по данным следствия, по странному совпадению, почти сплошь связаны с холдингом "Ленинец", который, как говорилось в статье, "весьма стойко ассоциируется не только с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, а почти со всеми ключевыми менеджерами администрации региона". И вообще, следственные "снаряды" по "делу Кашина" стали в последние дни падать все ближе и ближе к ранее неприкасаемому главе региона. Последовал типичный для путинской власти ответ — попытка лишить Шлосберга депутатского статуса. Ссылаясь на якобы незаконное участие в судебном процессе, где Шлосберг представлял центр социального проектирования "Возрождение", объявленный "иностранным агентом""".

Разделяя негодование г-на Вишневского, я все-таки думаю, что на этот раз дело состоит отнюдь не в "путинской власти", а в действиях конкретного губернатора, переживающего собственную агонию. Эксперты, опрошенные газетой "Ведомости" также полагают, что Кремль может решиться на "показательную порку". "После того как жена задержанного по подозрению в избиении Кашина сказала, что у нее есть аудиозапись, где Турчак лично дает поручения мужу избить Кашина, общественное мнение приговорило Турчака. Сейчас ничто не убедит это мнение, что он невиновен. У власти есть два варианта: либо присоединиться к общественному мнению, что он виновен, наказать его и получить политические очки, либо пойти против и эти очки потерять", – считает политолог Аббас Галлямов.

Сам Турчак сейчас находится в Сочи, где принимает участие в форуме регионов России и Белоруссии. Там же находится и президент РФ Владимир Путин. Предполагается, что Путин может встретиться с Турчаком и принять какое-то решение относительно его судьбы. При этом собеседник "Ведомостей", близкий к Кремлю, утверждает, что Турчака нельзя назвать представителем ближайшего окружения президента, - скорее он представитель второго эшелона. "Даже в ближайшем окружении Путина отношения начинают меняться и намерений держаться за кого-либо у него сейчас нет, а показательная порка сейчас, наоборот, может быть полезной, чтобы показать, что нельзя выходить за рамки, говорит политолог Ростислав Туровский. С одной стороны, Турчак – это старая питерская команда, сын друга Путина еще по Петербургу, с другой – "Ленинец" в орбите влияния гендиректора "Ростеха" Сергея Чемезова, говорит политолог Евгений Минченко. "Если губернатор заказал избиение журналиста, то его надо сажать, так как это подрывает сакральность власти, но пока в этом деле есть только слова и нет доказательств. Если это не реальная история, а поклеп, то это или атака на чемезовскую команду, или выяснение отношений внутри нее. Но тогда власти нужно будет найти и показательно наказать тех, кто этим занимается", – отметил Минченко".

Понятно, что сейчас судьба Турчака висит на волоске, и псковский губернатор решил пойти ва-банк, негласно инициировав атаку на Льва Шлосберга, который является одним из немногих в России региональных оппозиционеров, имеющих федеральную известность. Не знаю, кто посоветовал Турчаку такую агрессивную линию защиты, но события в соседней Новгородской области (попытка отставки мэра Великого Новгорода, заведение на него уголовных дел, травля в местных СМИ его самого и его сторонников) показывают, что идти напролом - это не всегда самая успешная тактика. На фоне ухудшения экономической ситуации федеральная власть может быть даже заинтересована в "публичной порке" некоторых особо зарвавшихся чиновников, какой бы пост они не занимали. Более того, появились первые признаки серьезных изменений и в первом эшелоне наиболее приближенных к главе государства лиц. Так, некогда обладающий огромным влиянием глава РЖД Владимир Якунин был не просто смещен со своей должности, но и публично унижен неподходящим ему по статусу предложением занять должность обычного сенатора в Совете Федерации (в свое время от поста простого сенатора якобы отказался и Юрий Лужков). По сути мы видим усиление внутриэлитной борьбы и войны кланов, и вслед за Якуниным свое положение могут утратить и другие крупные игроки, позиции которых раньше казались незыблемыми.

Вполне возможно, что в преддверии парламентских выборов в стране будет усилена борьба с коррупцией и зарвавшимися (а к тому же и просто неэффективными)  чиновниками, тем более что прецеденты в виде ареста действующих губернаторов уже были созданы. Громкие процессы над коррупционерами и посадки высокопоставленных чиновников могут вновь поднять рейтинг главы государства, поскольку бонусы от присоединения Крыма уже начали сходить на нет.

Что же касается истории с Турчаком, то он вполне может лишиться губернаторской должности в ближайшее время. Самый легкий для него вариант - уйти по-тихому на другое место работы. Однако сейчас все возможно, и позиция федеральной власти будет, в том числе, сверяться и с общественным мнением. Турчак - не Кадыров и даже не Сердюков, им вполне могут пожертвовать, чтобы продемонстрировать, что закон в России все-таки действует и что монополия на насилие должна принадлежать исключительно государству.

Николай Подосокорский

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены