Предложенная Путиным экономическая амнистия устроена хитро: реальным жуликам по ней выйти проще, чем невиновным и оклеветанным.

По поводу проекта экономической амнистии, основательно урезанного в процессе согласования с Кремлем, хочу заявить, что как политику, мне очевидно: данный проект — компромисс между экономическим блоком Кремля и всевластными силовиками.

Зачем нужна экономическая амнистия вообще — понятно: перед российской экономикой сейчас стоит угроза рецессии, люди откровенно боятся идти в бизнес, деловой климат необходимо улучшать — и так далее. В то же время предприниматели в наших палестинах — дойная корова для силовиков, так что в широкомасштабной амнистии силовики никак не заинтересованы. В первую очередь, силовики "на местах". Им в свое время федеральная власть фактически разрешила кормиться за счет бизнесменов в обмен на лояльность. (Грубо говоря, раннему Путину нужно было "собирать страну", а увеличить довольствие "слуг государевых" бюджет себе позволить не мог, поэтому власть стала закрывать глаза на то, что чиновники и силовики стали "стричь" бизнесменов. Ну а потом, как водится, увлеклись).

Не будем идиотничать: также понятно, почему из изначального проекта убрали амнистию по статьям 160-й (дело Ходорковского) и 165-й (дело Навального). Но тут уж, как говорится, "принципиальный вопрос" (для власти). В среднем по палате гораздо хуже то, что из проекта выпала статья 159 (мошенничество). Ведь именно по статье 159 (также, впрочем, как по статьям 160 и 165) чаще всего и закрывают бизнесменов в рамках "силового рейдерства". Раньше также любили использовать статью "лжепредпринимательство", но ее, к счастью, отменили, а близкородственные ей все-таки попадают под амнистию.

Для тех, кто уже готов написать коммент типа "все предприниматели — жулики, а жулики должны сидеть в тюрьме", поясню особо. Речь по большому счету идет не только о прощении для жуликов, но и об освобождении честных людей, попавших в жернова полицейско-судебной коррупции. То есть, о восстановлении справедливости. Настоящие жулики в тюрьме, как правило, и не сидят, ибо они всегда готовы поделиться — со следователем, с судьей, с налоговиком и так далее. Да, иногда им "не везет", и их все-таки сажают за решетку. Но можете выдохнуть: поскольку их деятельность связана с коррупцией, амнистия на них и не распространяется.

Однако по статье "мошенничество" сидит множество невиновных людей, которые отказались делиться с силовиками или региональными властями. Отказались, ибо с какой, собственно, стати они должны "делиться", если они вели свою деятельность честно? Это доильщикам наплевать — честно-нечестно, но лучше, если все-таки нечестно — проще отжать "свое".

Да, амнистия распространяется на тех, кто был осужден по 159.1 (мошенничество в сфере кредитования) и 159.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). И вот тут — внимание! 159-я статья была разделена на части всего полгода назад. То есть, если тебя осудили в декабре, тебя осудили просто по 159-й. И, таким образом, никакая амнистия тебе не светит. Единственный шанс — уточнение, переквалификация дела через суд. Но и суд, и прокуратура этой переквалификации будут яростно сопротивляться. А не успел за полгода — труба, будешь сидеть. Даже в том случае, если невиновен.

Еще один спорный момент: амнистии подлежат только те предприниматели, которые компенсировали ущерб от своей деятельности. Когда органы шьют дело, в нем обязательно оказывается ущерб и очень часто — мнимый. Я знаю немало случаев, когда человеку (коммерсанту или фермеру) буквально нарисовали ущерб, равный прибыли его предприятия за один, а то и два года. Выплатить такой мнимый ущерб (особенно из тюрьмы) невозможно. Значит, невиновные люди продолжат сидеть. Это у реальных жуликов, все-таки прихваченных системой, с этим вряд ли будут проблемы: вернут из ворованного — и баста. А для честных людей это, зачастую, невыполнимый сценарий.

Кстати говоря, компенсация ущерба касается не только осужденных, но и тех, кто находится сейчас в СИЗО, чье дело только рассматривается или готовится к рассмотрению. Получается, чтобы попасть под амнистию они должны заплатить столько, сколько им предъявили (реального ущерба или нарисованного), хотя суд их вины еще не признал.

Некоторые мои коллеги-единороссы в Госдуме этот момент прекрасно понимают. Например, член комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин заявил следующее:

"То, что предлагается освободить от наказания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений только при условии, если они выполнили обязательства по возврату имущества, - это, конечно, большой вопрос. Но мы в данном случае исходим из того, что проект постановления внесен президентом страны, и обычно в такие документы сложно внести поправки. Если мы сейчас будем акцентировать на этом внимание, то можем затянуть принятие данного постановления. Поэтому мы исходим из того, что есть определенные вопросы, но лучше принять данный проект амнистии в том варианте, который предложил президент".

При этом тот же Марданшин не исключил, что проблема возврата бизнеса тем, у кого он был отнят в результате рейдерского захвата, может быть решена вне рамок предстоящей амнистии (эту тему, к слову, недавно поднимал Михаил Прохоров). Что ж, и на том спасибо, как говорится...

Валерий Федотов

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены