Эпичнейший материал в Эсквайре напомнил мне об одной важной штуке.
Esquire составил рейтинг российских бизнесменов по количеству учрежденных ими компаний
КАК СОСТАВЛЯЛСЯ РЕЙТИНГ
В основу рейтинга легли данные о количестве компаний, зарегистрированных каждым участником на свое имя. Сведения взяты из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и постановлений арбитражных судов, разбиравших дела о налоговых правонарушениях. Также в рейтинге приводится число компаний, в которых фигурант значился генеральным директором. Указанные предприниматели ведут скрытную жизнь, поэтому источником биографических сведений служили показания в рамках судебных разбирательств, налоговых проверок и уголовных дел. В качестве места жительства указывался адрес регистрации, который не всегда совпадает с фактическим. Несмотря на то что некоторые фигуранты мертвы, они продолжают осуществлять активную предпринимательскую деятельность и потому включены в рейтинг.
Под номером два идет совершенно замечательный "предприниматель" Баева, которые многие из вас помнят по нашему громкому "делу Транснефти"
То есть, говоря просто, журнал "Эсквайр" взял да и составил рейтинг отмывочных контор, которые используются для попила бабла, обналички и вывода средств в оффоры и на заребежные счета.
Почему этот рейтинг сделал журнал "Эсквайр", а не, так называемое ЭфЭсБе, Бастрыкин или Иванов, в очередной раз сегодня боровшийся с коррупцией путем говорения ртом различных слов — непонятно.
Или наоборот — очень даже понятно. Тут уж как хотите.
Так вот, штука о которой мне напомнил Эсквайр — это вполне сенсационное интервью недавнего главы Банка России Игнатьева, который прям перед своим уходом наговорил таких вещей, от которых волосы встают дыбом:
— Неужели все объясняется исключительно плохим инвестклиматом?
— Конечно, возможны и другие, дополнительные, но не альтернативные объяснения этому явлению. В последние годы резко увеличился объем покупок российскими гражданами недвижимости за рубежом. В 2011 г. этот показатель составил более $9 млрд. В основном покупают недвижимость в странах с благоприятным климатом: Испании, Черногории, Болгарии и т. д. Возможно, для движения частного капитала важен не только инвестиционный климат, но и просто климат. Похоже, в России начался процесс смены поколений собственников бизнеса. Те люди, которые создавали свой бизнес в начале 90-х гг., постепенно отходят от дел, продают бизнес новым собственникам, как правило россиянам, а полученные деньги инвестируют не только в российские активы, но и в иностранные. Это мои личные размышления. Возможно, некоторый отток капитала произошел под влиянием перехода к более гибкому валютному курсу рубля. Держатели активов усилили их валютную диверсификацию. Но особо я хотел бы отметить позицию платежного баланса "сомнительные операции", которые в 2012 г. в сумме $35 млрд включены в финансовый счет и в чистый отток частного капитала.
— Что это за сомнительные операции?
— К сомнительным операциям в платежном балансе Банк России относит в основном платежи российских организаций в пользу нерезидентов, заявленные цели которых явно не соответствуют действительным. При этом определенно нарушается налоговое законодательство. Например, российская организация, как правило ООО с очевидными признаками фирмы-однодневки, на свои счета в российских банках регулярно получает платежи с включением НДС от ряда своих российских контрагентов якобы за поставленные товары. Затем все поступающие средства конвертируются в иностранную валюту и перечисляются в иностранные банки на счета офшорных компаний якобы в качестве платежей за ценные бумаги. При этом организация никаких налогов не платит или платит чисто символические суммы. Чтобы поставить товар, надо его либо произвести, либо приобрести. Однако никаких платежей за товары, сырье, электроэнергию фирма не осуществляет. Спустя несколько месяцев фирма прекращает операции по своим банковским счетам. Очевидно, никаких поставок товаров не происходило. Это самый простой пример. Применяются и гораздо более изощренные схемы с использованием большого числа подставных компаний, многих банков, длинных цепочек платежей. При этом всегда в каком-то звене происходит "разрыв НДС", т. е. некоторая фирма получает деньги от плательщиков с НДС, сама же перечисляет своим контрагентам средства без НДС и никаких налогов при этом не платит, т. е. явно нарушает налоговое законодательство. Определить изначальный источник денег, найти "выгодоприобретателей" можно, но только в ходе уголовного расследования.
— Каковы действительные цели таких операций?
— Это может быть оплата поставок наркотиков или других товаров, запрещенных к ввозу на территорию России. Это может быть оплата серого импорта. Такие операции относятся к текущему счету платежного баланса. Этими целями могут быть взятки и откаты чиновникам, при этом деньги перечисляются в конечном счете на контролируемые ими счета в иностранных банках. Возможно, это и откаты менеджерам, осуществляющим закупки, в крупных частных компаниях с неэффективным внутренним контролем. Может быть, это схемы по уклонению от уплаты налогов. В Банке России накоплен значительный опыт их выявления: в 2012 г. таких операций выявлено на $49 млрд. Соответствующая информация направляется в Росфинмониторинг, ФНС, правоохранительные органы. При этом $14 млрд мы отнесли к текущему счету (например, оплата серого импорта), эта цифра непосредственно в платежном балансе отсутствует. Остальные $35 млрд мы включили в финансовый счет и в отток капитала. Это прирост иностранных финансовых и других активов российских резидентов, накопленных в результате теневой, незаконной деятельности. Ущерб для бюджетной системы в результате таких операций я оцениваю примерно в 30% от объема потока сомнительных операций — порядка 450 млрд руб. в год. Если добавить сюда внутренние операции по обналичиванию, которые организуются теми же людьми, я думаю, общий ущерб для бюджетной системы превысит 600 млрд руб. в год.
— И все сомнительные операции проводятся с использованием подставных компаний, так называемых фирм-однодневок?
— Фирмы-однодневки — это просто беда нашей экономики. Чтобы понять масштабы проблемы, приведу несколько цифр. Всего "действующих", зарегистрированных в ФНС России коммерческих организаций 3,9 млн, из них в форме ООО — 3,6 млн. Реально действующих организаций, т. е. тех, которые проводят хоть какие-то платежи через банковскую систему, примерно 2 млн. Остальные — примерно половина, — видимо, ждут своего часа. Из числа организаций, проводящих платежи через банковскую систему, 11% организаций не платят вообще никаких налогов, еще 4-6% организаций платят чисто символические суммы.
...
— Что же делать, как бороться?
— Надо срочно принять разработанный Росфинмониторингом и внесенный в Госдуму правительством закон, предусматривающий, в частности, общепринятое в мировой практике право банка в одностороннем порядке разрывать отношения с клиентом, проводящим сомнительные операции. Надо наконец навести элементарный порядок в системе регистрации организаций. Абсолютно уверен, можно разработать такой порядок, который минимально бы обременял добросовестных людей, но при этом создавал серьезные препятствия для создания фирм-однодневок. Следует ввести ответственность для номинальных директоров, передающих управление банковским счетом непонятно кому. Кроме того, как показывает наш анализ, больше половины всего объема сомнительных операций проводится фирмами, непосредственно или косвенно связанными друг с другом платежными отношениями. Создается впечатление, что все они контролируются одной хорошо организованной группой лиц. При серьезной концентрации усилий со стороны правоохранительных органов, я думаю, этих лиц, а также выгодоприобретателей этих операций можно найти.
Прочитав такие ужасные откровения, так и хочется вскричать: ШТОА?! Немедленно поднимайте не только ФСБ, СК, МВД и Геннадия Онищенко, но даже и единственных союзников России — ее Армию и Флот!
Ну на самом деле, кроме шуток.
Глава ЦБ, человек вроде осведомленный (наверное самый осведомленный в этой области), находясь в здравом уме рассказывает нам, что действует в России хорошо организованная группа злоумышленников, наносящая ущерб бюджетной системе в 600 млрд рублей в год.
Кроме того, глава ЦБ предполагает, что эта группа злоумышленников еще и вовлечена в торговлю наркотиками и взятки чиновникам (глядя на таблицу Эсквайра во взяточничество верим сразу).
Прямо скажем, этой информации достаточно для начала прям-таки расследования века. Но расследования не началось (почему-то).
Недоумеваю, кстати, не я один.
Наверное, все объясняется как обычно просто: заявление забыли написать.
Ну как бэ все готовы. ЦБ приготовил данные. Следователи взяли в руки портфельчики. Спецназ ФСБ приготовил такие железные хреновины, которыми двери вышибают. И все стоят, переминаются с ноги на ногу, но сделать ничего не могут — заявления нет.
А УПК запрещает. Никак нельзя без заявления от гражданина.
А теперь хорошая новость для всех в Кремле, сообщивших, что "война с коррупцией - это серъезно": гражданин нашелся.
Это я (извините).
Вот заявление в МВД.
Вот заявление в СК.
Вот заявление в Генпрокуратуру.
От нас они ушли 25 февраля. Плюс неделю на почту. Плюс месяц для первого ответа.
Как раз скоро подходит ответ (о чем так замечательно напомнила публикация Эсквайра).
Так что, ждите. Где-то в течение недели поднимут и ФСБ, и СК, и служебных собак, и вертолеты.
Будут искать тех, кто ежегодно утаскивает у нас 600 млрд рублей в год.
Главное, чтоб Штаб Возврата Денег не совпал полностью со Штабом по Выводу Денег, а то неловко получится.
! Орфография и стилистика автора сохранены