На днях умерла девочка. Я не буду выжимать у читателя слезу рассказами о том, какой это был очаровательный ребенок, и как любили её родители. И любые подробности трагичности к этому, самому по себе самому страшному факту ничего не добавят, и знаю я их очень мало. Потому, только относящееся к делу и несомненное.

Восьмилетняя Лиза Драганчук где-то защемила палец, её тут же отвели в травмпункт. Там сделали рентген и сказали, что ничего страшного, само пройдет.

Но родители на всякий случай решили ещё проконсультироваться и в районной поликлинике. Хирург, видимо, усомнился в верности диагноза и дал направление в больницу. Где Лизу оставили на ночь. А через несколько часов позвонили родителям и сказали, что их ребенок умер.

Сначала вообще ничего не объяснили, а потом предположили, что от аллергического шока при анестезии. В публичной информации, правда, промелькнула такая фраза: "Родители вообще не понимают, зачем в подобной ситуации ребенку надо было делать общий наркоз". Но вполне возможно, это и журналистские фантазии, какой там был наркоз доподлинно не известно. Анестезиолог больницы срочно ушел в отпуск. А заведующая отделением только пожимает плечами и говорит, что внезапный анафилактический шок по причине аллергической реакции, это всего лишь предположение — гистология покажет.

Произошло всё это в Москве, в полной, благополучной и заботливой семье, в мирной, совершенно спокойной и никаким образом не чрезвычайной ситуации. Всё. Больше я по этому конкретному случаю говорить не буду, не собираюсь фантазировать, строить предположения и изображать из себя специалиста в медицине, каковым ни в коей мере не являюсь. А просто хочу обратить внимание на несколько моментов как рядовой потребитель услуг отечественных медицинских учреждений.

И тут вынужден попросить прощения, но для большей ясности и конкретности должен уточнить несколько личных до интимности фактов. Лет до двенадцати-тринадцати я переболел всем, чем только можно. Помню, оказавшись очередной раз с матерью перед каким-то новым доктором, только начинал отвечать на вопросы о прошлых заболеваниях по стандартному списку: краснуха, ветрянка, коклюш, свинка… как мама прерывала наш диалог.

Говорила доктору, чтобы смело подчеркивал весь список полностью и начинала диктовать туда экзотические добавления, типа менингита, стригущего лишая или туберкулеза в открытой форме. А потом внезапно как отрезало. Стал уникально здоровым человеком. Говорят, так изредка, но бывает.

И лет тридцать я даже у зубного ни разу не был. Но, видать пришло время и как-то на переломе веков "скорая" ночью отвезла меня в ближайшую районную больницу. Вот там впервые врач и огорошил меня вопросом, нет ли аллергической реакции на какие-то препараты. Я честно признался, что несколько десятилетий ничего медицинского, кроме спирта не употреблял, а на него у меня реакция исключительно положительная. Так и записали: "аллергии не имеется".

С тех пор я лежал в паре десятков лечебных заведений. От самых рядовых районных и областных, куда доставлялся по разнарядке "неотложки" из деревни, и столь же рядовых городских, но уже столичных, до довольно известных и не очень простых стационаров, куда ложился с какой-то конкретной целью. Я сейчас этих "не простых2 очень краткий и примерный список приведу, без всяких претензий, а просто, чтобы читатель понимал, о каком уровне идет речь.

ЦКБ Управления делами Президента на Тимошенко, ЦКБ Российской академии наук на Фотиевой, больница №1 УДП на Староволынской, Кардиоцентр им. Мясникова (он же "Чазовский центр"), ну, и ещё по мелочи несколько очень дорогих частных клиник, организованных ведущими российскими специалистами.

Кроме всего прочего, в этих местах мне было сделано штук шесть-семь операций разной сложности, но почти все под общим наркозом. А теперь, пожалуйста, сосредоточьтесь и прочтите фразу, ради которой я всю эту скучную предысторию и рассказал.

Нигде не разу мне не сделали никаких тестов на аллергические реакции. То есть, везде стандартно спрашивали, нет ли у меня на что аллергии и когда я привычно отвечал, что это, мол, вы мне скажите, или просто автоматически пожимал плечами, то столь же автоматически записывали в карточку "нет", и на том дело заканчивалось.

Даже про предыдущие болезни больше не спрашивали, так что, я уже и забывать начал, болел ли на самом деле этим самым коклюшем, или просто запомнил слово, которое мне с детства нравилось. Ещё раз подчеркну. Не собираюсь изображать из себя эксперта и рассказывать о том, какие тесты бывают и какова степень их надежности. Хотя как любой пациент со стажем кое-что по медицинским вопросам вынужден был изучить, но никаким образом не собираюсь делиться собственным опытом. Такой самонадеянности нет и ответственность взять на себя не посмею.

Единственное о чем, мне кажется, имею право упомянуть, что, видимо, действительно, в определенных ситуациях, особенно критических, ни одно тестирование не даст стопроцентной гарантии от разных неприятностей, особенно от анафилактического шока при анестезии. И, кстати, местная тут ничуть не менее опасная, чем общая, если не более.

Впрочем, это я уже и на самом деле лезу не в свою область, извините. И так же не имею серьезной статистики и большого личного опыта относительно лечения за границей.

Всего несколько моих близких знакомых делали операции в Германии, несколько в Израиле, несколько в США и один в Италии. Все они проходили тестирование на аллергены. И совсем не обязательно в самих этих клиниках, куда они ложились, и даже не обязательно в тех странах.

С некоторых требовали, чтобы они прошли обследования на эту тему в России, заверили документы и только с ними принимали на операцию. Везде и всегда. Из тех, естественно, случаев, которые я знаю. А у нас нигде и никогда. Опять же, понятно, исключительно по моему собственному опыту. Никаких тестов. Не на медикаменты вообще, не на анестезию, в частности.

Но я настоящий советский человек. Когда следующий раз сам пойду под нож, конечно, несмотря на все свои умные рассуждения, на вопрос про аллергию всё так же недоуменно пожму плечами и опять сыграю в родную рулетку. Хотя меня уже и предупреждали, что препараты сейчас меняются так часто и иногда кардинально, что отсутствие у меня отрицательной реакции на прошлом операционном столе ещё ничего не значит.

Написал всё это только для того, чтобы хоть кто-то понял. В эту же рулетку мы играем и с собственными детьми.

Александр Васильев

Livejournal

! Орфография и стилистика автора сохранены