Европа, критикующая Россию за недемократичность, коррумпированность, криминальность, с радостью размещает сомнительные деньги российских олигархов, спокойно покупает по непрозрачным схемам российский газ и ради собственной выгоды готова закрывать глаза на любые "шалости" Кремля.
Приглашение главы Белоруссии Лукашенко на саммит "Восточное партнерство" и отказ президента Чехии Вацлава Клауса встречаться с белорусским диктатором, подавать руку правителю, в стране которого пропадали лидеры политической оппозиции, вновь ставит вопрос о соотношении морали и прагматизма в политике.
Для отношений Европы и России этот вопрос на протяжении большей части ХХ века был одним из главных. Одна Европа помогала Белому движению сдерживать поток красных армий, готовый вылиться в Европу, защищая тем самым Россию, да и весь мир, от варварства. Другая Европа признавала СССР и налаживала экономические отношения со сталинским коммунизмом ("русским фашизмом", по выражению историка культуры Георгия Федотова). Одна Европа отказалась выдавать солдат и офицеров Русского корпуса на расправу Сталину, а другая отправила на смерть и лишения казаков из Лиенца, включая и тех, кого сама же награждала орденами в период Белого движения. И сегодня одна Европа искренне желает превращения России в либеральную европейскую демократию, другая в лице Ширака награждает Путина орденом Почетного легиона, а в лице Шредера идет в открытое услужение авторитарному российскому режиму.
Первая Европа – это континент морали, вторая тоже, но только "двойной морали". Той самой европейской "двойной морали", которая удивила президента Клауса в отношении Лукашенко. Удвоение не означает здесь ничего хорошего, оно говорит лишь о переходе морали в свою противоположность – цинизм, аморальность, безнравственность.
Этот цинизм и есть одна из причин недоверия к Европе в России. Дело не только в пахнущей страхом политических убийств руке Лукашенко, которую будут пожимать европейские лидеры, выбранные в результате конкурентных, честных выборов. Эта картина, конечно, вызывает омерзение у каждого приличного человека и в Белоруссии, и в России, и в Европе, но является лишь символом. Суть в том, что отношение Европы "двойной морали" к России потребительское – эта Европа готова обнимать Абрамовича, Тимченко, Батурину или каких-то невнятных "кассиров" правящего в России режима.
С радостью готова она принимать их деньги, строить им виллы, яхты, продавать роскошные автомобили и футбольные клубы, помогать сходить с ума от успешно вывезенных из России богатств. Эта же Европа готова покупать по непрозрачным схемам газ у России, вывозить ее природные, а когда можно – и интеллектуальные ресурсы. Всегда готова она, в сущности, к одному – преследовать собственную выгоду, ловко обходя моральные неприятности, способные этому помешать. Она способна выдвигать соображения о том, что открытое противостояние ничего не даст, а лучше действовать мягкостью. И разве не русские сами виноваты в том, что у них такие правители? Хотят перемен – пусть выбирают другие власти, а мы готовы иметь дело со всеми, наше дело – сторона …
Это, конечно, во многом правильно. Народ действительно достоин своих правителей, и наша свобода в наших руках – мы сами должны ее отстоять. Но Европа "двойной морали" действует так, что лишает большое число людей в России надежды. Она словно дает наглядный урок: если европейские либеральные демократии столь же циничны, как и российские правители, то к чему перемены?
На цинизм властей в России за прошедшие два десятилетия утраченных надежд люди насмотрелись. И российские средства массовой пропаганды всегда готовы подхватить этот мотив – в Европе "все как у нас", протесты бесполезны, они приведут ровно к тому же, что у вас есть и сегодня. Посмотрите на Берлускони! Да разве он не похож на Путина?
Есть ли у Европы альтернатива? Конечно. Она состоит в беспощадном преследовании и расследованиях в отношении живущих в Европе "кассиров" российского правящего режима, выяснении каналов, по которым переводятся из России деньги, в принятии законов, заставляющих европейские энергетические и сырьевые компании обнародовать контракты, по которым вывозятся из России сырьевые ресурсы. Нельзя давать коррумпированной российской верхушке эксплуатировать европейскую правовую систему защищенности личности, правильно найти правовые инструменты, позволяющие эффективно препятствовать распространению плодов российской коррупции на континенте. Давно понятно, что современный российский режим не аскет, возглавляется он не теми людьми, для которых власть – все, а комфорт – ничто. Оторвать российский режим от удобного помещения своих активов в Европе – это значит лишить его воздуха и смысла существования.
Потеряет ли Европа в таком случае благоволение правящей в России группы? Не слишком, потому что альтернатив у "бензинового государства" нет, торговать все равно будут, деваться некуда. Истерики правящего российского класса значения не имеют. Зато подобная решительно начатая и твердо продолженная политическая линия, несомненно, приведет к симпатиям и восхищению со стороны российского общества, позволит его либеральной, европейской части воспрянуть и эффективно указывать своим согражданам на европейскую альтернативу путинскому коррумпированному капитализму.
Объединенная Европа по понятным причинам считает правильным настаивать, чтобы Лихтенштейн или Швейцария сделали свои финансовые системы более прозрачными для контроля, и добивается успеха. Но почему же подобного не делается в отношении зарубежных денег российского режима, обкрадывающего Россию?
Ведь такая линия в перспективе способна привести к долгосрочным экономическим выгодам для Европы, к гораздо большей экономической открытости России.
Можно, конечно, сказать, что этот сценарий идеалистический. На стороне такого вывода будет и повседневность, и история. Мешала ли Европа, к примеру, в 70-е годы, во времена правления в Иране Мохаммеда Резы Пехлеви, его приближенным обворовывать свою страну и вести себя в Европе так, как ведет себя сегодня российская элита? Не мешала. Последствия для Европы в долгосрочном плане неприятны. История ничему не учит?
Может быть, и так. Но на стороне оптимистов всегда будет своя правда и надежда на рост истории, а не на унылую повторяемость. Пока жива гордая, свободолюбивая, рыцарская Европа Вацлава Клауса, продажная торгашеская душа Европы Герхарда Шредера не имеет в борьбе за Россию шансов на победу.
Текст опубликован на сайте Газета.Ru