Подтекстом маккейновской Лиги Демократий является стремление исключить из этого процесса авторитарные Россию и Китай, страны, обладающие правом вето в Совете Безопасности ООН. Сенатор Маккейн называет Путина российским автократом 19-го века, "манипулирующим зависимостью Европы от российской нефти и газа, чтобы принудить ее к молчанию и повиновению".
Маккейн, который поставил на карту свое политическое будущее, утверждая, что нужно увеличить количество американских войск в Ираке, а не выводить их оттуда, теперь решил потратить ближайшие выходные на то, чтобы заручиться, наряду с поддержкой своих соотечественников, еще и мировой поддержкой. Он намерен использовать ту же самую трибуну, с которой в прошлом году Владимир Путин заклеймил США как самую большую угрозу миру: Мюнхенскую конференцию по политике безопасности.
Накануне праймериз, прошедших 5 февраля, один из опросов прошлой недели показал, что он опережает и Хиллари Клинтон, и Барака Обаму – на шесть и восемь пунктов соответственно. Другой опрос показал победу Маккейна над Клинтон, но проигрыш Обаме. Перевес Обамы, однако, вполне укладывался в рамки заложенной в этом опросе 3-процентной погрешности. Однако участие Маккейна означает и нечто принципиально новое: появление кандидата, который рассчитывает на победу, ставя в центр своей предвыборной программы вопрос доверия, продвигая международные вопросы и вопросы безопасности в центр американского общественного сознания.
Маккейн прибывает в Мюнхен с ключевым посланием по Ираку: Америка не должна потерпеть там поражение. Воодушевленный сокращением числа жертв и кажущимся успехом, связанным с увеличением численности войск США, Маккейн говорит, что может представить себе американское присутствие в Ираке, рассчитанное на 100 лет: не такой уж и шок для международного слуха, вполне привыкшего к более чем полувековому постоянному размещению американских войск в Германии, Японии и Южной Корее.
В то же самое время, Маккейн может говорить миру вещи, которые тот очень хочет услышать. Он настаивает на том, что Америка должна изменить свое поведение на международной арене и цитирует Декларацию независимости, где говорится, что Америка должна "достойным образом уважать мнения человечества". В своем призыве к созданию всемирной Лиги Демократий, сделанном в мае в Гуверовском институте, Маккейн подчеркнул, что Америка должна "уважать коллективную волю своих демократических союзников". "Чтобы быть успешными международными лидерами, – продолжил он, – мы должны одновременно быть и примерными международными гражданами. Это означает поддержание и укрепление международного права и норм, включая законы войны. Мы должны защищать Женевские конвенции, мы должны соблюдать букву и дух наших международных обязательств. Наша моральная позиция в мире требует, чтобы мы уважали то, что является, помимо всего прочего, американскими принципами справедливости. Мы не должны допускать, чтобы такие провалы, как злоупотребления в отношении заключенных, пятнали наш имидж".
Маккейн предлагает своим потенциальным избирателям сразу две линии убеждения. С одной стороны, это кандидат, который говорит и Соединенным Штатам, и их союзникам: "Наша великая мощь не означает, что мы можем делать все, что хотим, и когда хотим". С другой стороны, перед нами американец, ветеран вьетнамской войны и жертва пыток в тюрьмах Ханоя, который обещает своим соотечественникам и всему миру: "Если мы ведем войну, мы должны вести ее, чтобы победить".