Главным курьезом минувшей недели оказался грубый "ляп", допущенный лауреатом ТЭФИ, ведущим "Воскресного времени" (Первый канал) Петром Толстым. Журналист, сославшись на рейтинг, опубликованный в "Коммерсанте", торжественно заявил, что популярность Дмитрия Медведева в последнее время возросла настолько, что сегодня по этому показателю "преемник" уступает только Владимиру Путину. Пикантность ситуации состояла в том, что "Коммерсант" ничего подобного не писал. По данным газеты, рейтинг Медведева за последнее время как раз пошел вниз. Вторую строчку "таблицы популярности" по-прежнему уверенно занимает Алла Пугачева.
На эту, мягко говоря, неточность обратили внимание многие коллеги "глашатая кровавого режима", как однажды назвал сам себя Петр Толстой. Но, если независимые эксперты рекомендовали ведущему впредь быть осторожнее в обращении с фактами, то прокремлевские журналисты реагировали куда более агрессивного. В программе "Особое мнение" ("Эхо Москвы" и RTVI) помятый больше обычного Михаил Леонтьев категорически отказался комментировать "прокол" своего коллеги по каналу и партии. Зато не преминул нетвердым голосом заявить, что, в принципе, такая ошибка не играет особой роли. Потому что, по убеждению Леонтьева, все нормальные и вменяемые люди и так, без всяких подсказок должны поддерживать "Единую Россию".
Впрочем, такого рода примеры все же оказались, к счастью, единичными. В основном официальные журналисты занимались "простым" передергиванием фактов и произнесением традиционных ритуальных "заклинаний". Зрители уже привыкли, что на этом поприще преуспели такие программы, как, например, "Постскриптум" Алексея Пушкова на канале ТВ-Центр или "Реальная политика" Глеба Павловского на НТВ. Ничем новеньким они не порадовали нас и на этот раз.
Зато в ток-шоу "Народ хочет знать" (ТВ-Центр) появились новые неожиданные персонажи. Точнее, персонаж оказался как раз "старым". Просто выступить ему довелось в новом качестве. Бывший шоумен, продюсер и бизнесмен, а ныне вроде бы политик Сергей Лисовский предстал в роли ярого государственника. "На голубом глазу" он заявил, что Россию никто не любит. Напротив — все ненавидят и желают поскорее уничтожить нашу многострадальную страну. По мнению "бизнесмена", свободных рынков не существует в природе и миф о свободном рынке является вредной утопией, которая распространяется опять-таки врагами нашей страны. Лисовский утверждал, что в любом обществе рынок обязательно должен регулироваться государством.
Его оппонент, бывший министр экономики Андрей Нечаев, назвал это утверждение опасным заблуждением. Гости в студии не без ехидства напомнили Лисовскому про известный скандал с "коробкой из-под ксерокса", в котором тот принимал действенное участие. Ничуть не смутившись, Сергей Лисовский на это молвил, что та история нанесла меньше вреда устоям государства, нежели наносят сторонники и апологеты "свободного рынка".
Почти дословно повторил слова Лисовского гость программы "Воскресный вечер" (НТВ) Андрей Луговой. Он заявил, что Запад делает все для унижения нашей страны. В качестве примера он назвал продвижение НАТО на Восток, а также "усилия Запада" по созданию вокруг России пояса враждебных государств. В числе таковых Луговой назвал, естественно, Грузию, Украину и страны Балтии. Его поддержал политолог Сергей Марков. Он произнес очередное "заклинание", суть которого сводилась к тому, что "Россия возрождается и это никому не нравится". В ответ историк Николай Злобин с грустью назвал подобные утверждения "политической паранойей".
В этой связи на ум неизбежно приходит такая мысль. Удручает сам список "защитников государственных устоев". В одном ряду оказались потертый журналист, публично признавшийся в злоупотреблении спиртным, неудавшийся продюсер с бегающими глазками и бывший чекист, подозреваемый в совершении тяжкого преступления. На мой взгляд, такие "адвокаты" дискредитируют государство и государственную идею похлеще любого "внешнего врага", подлинного или мнимого. Появление таких персонажей на экране унижает любую власть, тем более – российскую.
Сказанное касается не только общественно-политических передач. Средний уровень многих телевизионных программ в целом заметно понизился. В качестве примера можно привести одну из немногих премьер минувшей недели – ток-шоу "Решите за меня" на канале ТВ-Центр. Оно, кстати, заняло место программы "Улица твоей судьбы", очевидно, снятой с эфира после гибели ведущего Александра Дедюшко. К той программе у критиков было немало претензий. Но она, без сомнения, была сделана на приличном профессиональном уровне. О новом шоу этого никак не скажешь.
Зрители сразу отметили аляповатый дизайн, небрежное исполнение и, главное, предельно нелепые сюжетные ходы, предложенные сценаристом. Чего стоит одна только тема первой передачи! Некая девушка выносит на всеобщее обсуждение важную для нее проблему – стоит ли признаваться любимому в своем застарелом алкоголизме? Мы уже оставляем в стороне саму надуманность проблемы и крайне скверную игру исполнителей этой незамысловатой интермедии. Поскольку зрители сразу же подметили главный прокол, на фоне которого все остальные были уже не так заметны. Ведь само появление якобы анонимной незнакомки на федеральном экране сразу же лишало актуальности заявленную тему. Конечно зрители понимают, что современное телевидение в значительной степени построено на инсценировках. Но такой откровенной "фанеры" давно не приходилось видеть.
Приведенные примеры показывают, помимо всего прочего, насколько неуважительно относятся создатели некоторых программ к своим зрителям. Они уверены, что зрители "схавают" и передергивание фактов, и примитивную пропаганду, и откровенную самодеятельность под видом молодежного ток-шоу. В чем-то они правы. Два года обработки не прошли даром. Общий уровень восприятия и оценки происходящего на экране неизбежно снижается. Хотя бы потому, что нет уже в эфире программ, равных по уровню "Свободе слова", "Основному инстинкту", "Итогам", "Итого" или ранним "Куклам". Зрители постепенно привыкают к зрелищам иного уровня и иного качества. Значит, необязательно особенно стараться. Сойдет и так.
Приходится признать, что, несмотря на внешнее буйство красок плазменных экранов, одна из этих красок начинает откровенно превалировать над остальными. К сожалению, это серая краска. Радуга постепенно становится одноцветной.
Вы можете оставить свои комментарии здесь