В 1974 году Ричард Фейнман, известный физик, прочитал лекцию "Наука самолетопоклонников", где показывал, как люди используют для своих карьер псевдо-научные построения. Наука самолетопоклонников построена на имитации. Люди имитируют науку, как в некоторых карго-культурах строили деревянные самолеты (на самом деле все было сложнее, но сейчас это не важно), чтобы уподобиться "западным людям" с их технологиями.
Спустя 50 лет я читаю экспертизу пьесы "Финист Ясный сокол" - и у меня шевелятся волосы. На основе этой экспертизы сегодня арестовали автора пьесы и автора постановки.
Это снова наука самолетопоклонников, только хуже.
Во-первых, возникает ощущение, что Следственный комитет, как и эксперты, вообще не способны различить художественный текст и реальность. Это как Набокова судить за педофилию, Ремарка за дезертирство, а Достоевского - за грабеж и убийство при отягчающих обстоятельствах.
Во-вторых, картина ценностей, которую рисуют эксперты, просто чудовищна. Феминизм - это плохо. А у у нас в России, оказывается, "андроцентричный общественный уклад". И из текста получается, что андроцентричный уклад, то есть патриархальность, это хорошо, а некий "радикальный фенимизм" - это просто яд.
Одновременно с феминистическими ценностями пьеса проповедует радикальный ислам и джихадизм. Как это может совпадать, авторы экспертизы не поясняют.
Авторы экспертизы называют себя "деструктологами". И часть из них работает в университете. Галина Хизриева возглавляет центр экспертизы при МЛГУ. Раньше она приличным востоковедом, у нас очень много общих коллег и знакомых. И как нормальный востоковед, который печатался в нормальных журналах, может такое написать про феминизм и "исламизм" в одном флаконе, уму непостижимо.
И вот тут я хочу обратить внимание на одну важную вещь - помните, сколько боролись с лженаукой? Диссернет против ложных диссертаций. Я помню, что мне говорили - а зачем ты, Саша, с этим борешься? Именно поэтому. Потому что произошло распространение карго-науки, откуда растут все эти "эксперты".
И вся эта "деструктология", весь этот карго-культ, теперь пришел за нами.
! Орфография и стилистика автора сохранены