Далеко-далеко, посреди Тихого океана, на 32 атоллах, из которых 20 необитаемых, находится государство Кирибати. Эти острова заселяли люди из разных частей Океании, появились переселенцы с Самоа, Тонга, Фиджи — в культуре местных жителей перемешались традиции и языки разных островов. Потом якобы приплывали какие-то высокие светлокожие переселенцы с запада, — кто такие, непонятно, потом опять люди с Самоа. Все эти пришельцы смешивались с местным населением и о различиях забывали.
Главное проблемой на островах был (и остается) недостаток хорошей обитаемой земли, племена часто сражались между собой за контроль над тем или иным островом. В 1788 году капитан Томас Гилберт внимательно разглядел эти острова, проходя мимо, — и в 1820 году оказавшийся здесь Крузенштерн назвал острова в его честь — островами Гилберта. Местные произносили название как "Кирибати" — и в 1979 году, когда здесь возникло независимое государство, так его и назвали.
Острова Гилберта были британской колонией: сюда заходили китобои, отсюда людей увозили работать в другие места, а сюда, наоборот, приезжали путешественники, торговцы, миссионеры. Здесь побывал Роберт Льюис Стивенсон и даже описал местных жителей в своей книге "В южных морях".
В 1900 году здесь, увы, нашли фосфаты, -их добыча не имела таких жутких последствий, как в Науру, превратившемся в лунный пейзаж, но экологию подпортила.
Во время Второй мировой войны острова заняли японцы. В ноябре 1943 года американцы отбили часть здешних островов — но ценой более шести тысяч жизней — японцев, американцев и местных жителей. На рубеже 50-60-х годов островам опять не повезло — здесь проводили испытание ядерного оружия.
Но вот, в 1979 году возникла республика Кирибати. Перенаселение остается проблемой, так же как и недостаток пригодной для земледелия земли, но зато рыбы в океане полно, и местные жителизанимаются рыболовством. Кирибати принадлежит огромная площадь океана — и они с радостью пускают в свои воды европейские рыболовные корабли и пополняют государственную казну.
Атоллы Кирибати находятся и в Северном, и в Южном полушариях, а заодно еще и в Восточном, и в Западном. Еще здешний атолл Кэролайн — первый, где в мире наступает Новый год, да и вообще каждый новый день.
Сегодня главная проблема Кирибати — это, конечно, глобальное потепление. Если уровень мирового океана повысится, то их смоет, и все президенты Кирибати не устают привлекать внимание мирового сообщества к своему плачевному состоянию. А кто здесь вообще управляет?
Есть парламент из 42 депутатов, а глава государства — президент. С политическими партиями пока не сложилось — в политике все делятся на тех, кто поддерживает президента, и кто против него. Когда президент меняется, его сторонники оказываются в оппозиции. Так и живут.
Несколько лет назад одному президенту даже объявили импичмент, потому что он решил продолжать выделять в бюджете деньги на аренду французского самолета, которым пользовалась местная авиакомпания. Похоже, это были слишком большие траты. Правда, оппозиции не всегда удается продавить свои решения — в 2002 году на Кирибати впервые появилась популярная независимая газета — и тут же был принят закон, по которому власти могли отзывать лицензии газет, которые "оскорбляли чувства народа". (Это, кстати, сделал тот самый президент, которому потом объявили импичмент).
Зато суды независимы (вот оно — наследие английской колониальной системы!) Судьи могут быть только иностранными гражданами — это считается способом борьбы с коррупцией!
Вот такое государство с фосфатами, пальмами, атоллами и бюджетом, неспособным выдержать аренду самолета.
А знаете, к чему я это пишу? На Кирибати есть немного государственных праздников. Большинство населения католики, и отмечают Пасху, Рождество. Еще День независимости, День здоровья (!), Международный женский день.
А еще у них выходной 10 декабря. Знаете почему? Потому что это Международный день прав человека. У них выходной. А у нас нет. У меня всё…
! Орфография и стилистика автора сохранены