...Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!... (Эк.; 2:12)

Опять прочитал у умного человека, что преданный навальнист подобен путинисту и нет между ними разницы... Умный человек - уважаемый профессор в уважаемом либеральном университете и обозреватель уважаемого либерального издания, периодически прославляющий уважаемую либеральную партию. Но заметку свою написал с территории либеральной страны. Понятно, что так лучше оптика - уходят случайности, и ясный взгляд художника видит суть вещей, отбрасывая наносное...

И, разумеется, подумал я, 110 лет назад умудренный либеральный профессор как раз в эти дни (через месяц после избирательной реформы графа Столыпина и разгона Второй Думы) приходил к мысли, что между пламенными революционерами и яростными черносотенцами нет никакой разницы, а нужно - верховенство права и уважение личных прав личности.

Мысль эту он старательно обдумывал (не на даче в Териоках, там как раз год назад убили депутата Герценштейна, а в венском или парижском кафе - береженого Der Gott бережет), потом положил на бумагу (посетителям кафе обязательно подавали хорошую бумагу по запросу: monsieur le poеte, qui a la chance! - думали в Париже, Herr Sigmund, was auf schlagen Sie dieses mal? - думали в Вене...), и так рождались знаменитые "Вехи".

Но даже автор будущего сборника понимал, что от замены автократа Николая на авторитариста Савенкова в державе очень многое сменится - например, пройдет радикальная аграрная реформа, возникнут бессословное общество и светское конституционное государство.

Как от замены авторитарного Андропова на авторитарного Горбачёва, а того - на авторитарного Ельцина. В прекрасной Франции и вокруг нее тоже понимали, что последовательная замена неограниченных в своей власти правителей - Людовика XVI и Робеспьера, Наполеона I и Людовика XVIII - также несет определенные и весьма существенные изменения. И напиши тогда даже мудрейший из мудрых обличителей ненужных политических пертурбаций граф де Местр, что нет между оными правителями разницы, то, даже не возмущаясь кощунственными уподоблениями лиц августейших, особенно короля-мученика, с аррасским вурдалаком и корсиканским выскочкой, решили бы, что напряженная философская деятельность и жизнь на чужбине (о, этот горький эмигрантский хлеб!) пагубно сказались...

И, разумеется, рассуждения о том, что замена одного тоталитариста на другого ничего не изменит, были бы очень странны 76 лет назад - для всех, с замиранием сердца следящих за перипетиями Смоленского сражения. Вне зависимости от предпочитавших тот или иной вариант.

Но давайте скажем честно: победа Навального (или даже выход во второй тур президентских выборов, соперником Явлинского - а кого еще? кто еще способен объединить все подлинно демократические силы страны?) - это означает, что Путин разделил участь Януковича, что отменены с реабилитацией не только приговоры братьям Навальным и Петру Офицерову, но всем политзэкам страны; что Дума распускается и свободно переизбирается; что исчезают Собянин с реновацией и Ротенберг - с "платоном"; что толпой бегут (или садятся в российские, американские, английские тюрьмы) коррупционеры и казнокрады.

Но в остальном - никаких перемен - от диктатуры - к диктатуре. Будет о чем посетовать китайским, иранским и турецким коллегам по Гарварду...

Пока же и тени участия Навального в выборах хватило, чтобы всю, годами старательно пестуемую опричную гопу оставили без сладкого, а в кандидаты на московские муниципальные выборы уже чуть ли не вызывают повестками.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены