Президент Байден сообщил, что считает реальной вероятность применения Путиным тактического ядерного оружия. В последнее время популярны стали утверждения, что Путина больше никто не боится и вопрос о его ядерных угрозах закрыт еще в конце прошлого года. Его недвусмысленно предупредили, что будет в случае применения им ядерного оружия в Украине. И с его Черноморским флотом, и с ним лично.
Пожалуй, только Владимир Пастухов предупреждал, что в 2023 году Кремль обязательно вернется к ядерному шантажу. И Кремль действительно к нему вернулся. В своей обычной манере. Путин угрожает обтекаемыми намеками. А вот его "говорящие головы" режут правду-матку прямо.
И в этой связи выступление Сергея Караганова, конечно, не было случайным. Без хулиганских (по слухам — пьяных) выходок бывшего зиц-президента Медведева и без изящных путинских отсылов к российской ядерной доктрине он спокойно объяснил:
1) основанием к применению ядерного оружия является продолжение западной военной помощи Украине;
2) удары будут нанесены не по Украине, а по "ряду целей" на территории европейских стран НАТО. Чтобы принудить их прекратить помощь Украине.
От высокоумных теоретических конструкций Караганова и ему подобных принято пренебрежительно отмахиваться как от чего-то несерьезного. Мол, все эти словесные кружева плетутся ими исключительно ради того, чтобы выслужиться перед начальством. Но даже если допустить, что это так, из этого напрямую следует крайне неприятный вывод: постнеонацистские концепции последней битвы здорового и сильного авторитаризма против порочной и прогнившей западной демократии, последовательно разрабатываемые карагановыми уже много лет, устойчиво востребованы их высоким начальством.
И тогда становится совершенно не важно, кто в правящей "элите" является настоящим геополитическим маньяком, а кто просто циником. И кто из них кого использует. Теоретические конструкции карагановых связно отвечают на главный сакраментальный вопрос, волнующий "группу лиц, принимающих решения": почему нам все можно и почему нам за это ничего не будет.
Почему путинский правящий класс оказался столь падок на нацистские теории русского глобального превосходства и русского глобального мессианства, объясняет тот же Пастухов. Люди стремительно сколотили невероятные состояния буквально из ничего. Стремительно поднялись из грязи в князи. И достигли этого методами "Бандитского Петербурга". Они вынесли из своего жизненного опыта убеждение в том, что весь мир устроен (и должен быть устроен) как "Бандитский Петербург". И они в нем должны быть самыми главными. Потому что самые успешные. А западные элиты, ограничивающие себя правом и моралью, — просто лохи в этом мире.
Криминальный по происхождению и повадкам, новорусский правящий класс обладает пониженной социальной ответственностью, повышенной самоуверенностью и склонностью к авантюризму. А придворные идеологи вроде Караганова своими теоретическими построениями укрепляют его в сладкой мысли, что можно нанести ядерный удар и не получить ответ.
Карагановы не могут не понимать, с чем они играют. Не могут не понимать, что они подталкивают мир к ядерной войне. А это значит, что у них отсутствуют совесть, человечность, ответственность точно так же, как и у "лиц, принимающих решения". Они — такое же отребье человечества.
Разумеется, уверенность путинской клики в своей безнаказанности опирается не только на теории придворных звездочетов. В том же самом ее убеждает и поведение лидеров Запада. Их продолжающаяся "полумюнхенская" политика. "Коллективный Байден" — это ни в коем случае не Черчилль. Это Чемберлен, нашедший в себе силы сказать Гитлеру "нет" не в 1939-м, а в 1938 году, в Мюнхене. Но продолжающий попытки "сохранить мосты" и как-то "разрулить".
Западные лидеры продолжают попытки "пройти между струйками". Не сделав кремлевскому Гитлеру слишком больно, принудить его к переговорам об уходе с оккупированных территорий. Как бы угрожая Путину дать Украине оружие, достаточное для решительного разгрома российских оккупантов, они на самом деле дают значительно меньше заявленного. А задержки поставок (происходящие по причинам вряд ли чисто техническим) позволяют агрессору строить новые "линии Зигфрида" и хоть как-то натаскивать новые порции свежего пушечного мяса. Не самые большие порции. Чтобы не напугать отравленную нацизмом российскую популяцию.
В результате западная помощь позволяет Украине лишь поддерживать состояние неустойчивого равновесия, а фактически — патовую, тупиковую ситуацию на фронте. Западным стратегам очень хотелось бы, чтобы Путин постепенно осознал этот тупик, свыкся с ним и начал искать из него выход. Но кто сказал, что Путин будет искать этот выход в переговорах о собственном отступлении?
Демонстрируемая Западом "сдержанность" подсказывает Кремлю совсем другой "выход из тупика": решительным натиском принудить Запад к полному отказу от помощи Украине. И последним аргументом в этом натиске является угроза применения ядерного оружия.
Но, встав на путь ядерного шантажа, Кремль рано или поздно окажется перед необходимостью подкрепить свои словесные угрозы делом. И вероятность этого тем выше, чем сильнее будет уверенность Путина в том, что дряблый Запад ему не ответит.
Эту уверенность только укрепляет западная политика уклонения от прямого военного столкновения с нацистской Россией. От торможения поставок и "непоощрения" ударов по российской территории до грязных танцев вокруг приема Украины в НАТО. Страны НАТО не используют собственные вооруженные силы для защиты Украины от агрессии и геноцида не потому, что Украина формально не является членом НАТО. Украину не принимают в НАТО потому, что НАТО не хочет брать на себя обязательство защищать ее при помощи собственных вооруженных сил.
Но кровь украинцев ничем не отличается от крови граждан любой страны НАТО. И то, что агрессия фашистской России против Украины является агрессией против НАТО, сегодня может отрицать либо идиот, либо подлец.
То, что страны НАТО не вступают в бой в защиту Украины, лишь убеждает Путина в том, что они не будут защищать и себя. Что они не готовы и не будут воевать с фашистской Россией даже в случае ядерной атаки с ее стороны.
А значит, можно попробовать.
Убедить Путина в обратном не смогут никакие словесные "предупреждения". Чтобы доказать свою готовность воевать даже в случае ядерной атаки, страны НАТО должны вступить в бой несмотря на угрозу такой атаки. Шанс удержать от нее Путина появится лишь в том случае, если у стран НАТО хватит воли провести вторую "Бурю в пустыне". В выжженной пустыне, в которую российские фашисты превратили некогда цветущие области Украины. Это не гарантия, но хотя бы шанс.