В своих лекциях я неоднократно сравнивал создание космического аппарата с рождением ребенка. Это тоже многолетнее ответственное дело, которое требует всего твоего времени, и которое может оборваться в любой момент. Всегда возникают тысячи причин почему запуск может не состояться, но люди всё равно берутся за это ответственное дело. Может показаться, что рождение космического аппарата — это его запуск. На самом деле он рождается намного раньше, и проходит долгие этапы конструирования, программирования, наземных испытаний, размещения полезной нагрузки, транспортировки, интеграции на разгонный блок или ракету... Старт ракеты и успешное отделение космического аппарата — это скорее поступление в вуз или на работу, т.е. начало самостоятельной жизни, а "родители" теряют к нему всякий доступ и могут лишь поддерживать связь.

И вот, глядя свежий клип "Ногу Свело", я думал о российских "родителях" проекта "ЭкзоМарс". Долгих десять лет ИКИ РАН — "папа" и НПО Лавочкина "мама" создавали полезную нагрузку и марсианский аппарат, прошли через многолетние согласования с французской и британского стороной проекта, производили научное оборудование, проводили испытания, переживали неоднократные переносы сроков запуска, и вот, наконец, приходит зрелость их детища, Марс приближается, ракета готова и осталось лишь дождаться сентября...

Но приходит февраль 2022 года. Их государство начинает войну, но они молчат, ведь они вне политики, даже не подписывают антивоенное письмо российских ученых. А потом им говорят "Ваше детище никуда не летит, и стало бесполезным куском железа. Тело вашего мальчика привезем когда-нибудь потом".

Им остается только убираться в пустом чистом помещении, освобождать пространство от инженерных макетов, стирать тысячи строк написанного кода, сдавать в макулатуру отчеты о проведенных испытаниях... А в новогоднюю ночь с пустым взором смотреть в телевизор, пытаясь забыть бессмысленно прожитое десятилетие, и слушать о том какой был трудный год от того, кто создал все эти трудности.
А потом Куранты.

Виталий Егоров

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены