Суд Стамбула приговорил мэра города Экрема Имамоглу к двум годам, семи месяцам и 15 дням тюремного заключения за оскорбление членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК). Само оскорбление имело место в 2019 году, когда Имамоглу пришлось дважды выигрывать выборы мэра Стамбула. В первый раз его победа вначале была утверждена ЦИКом, но затем комиссия передумала – видимо, не без участия Эрдогана. Имамоглу пришлось баллотироваться снова – и он вновь победил, причем с еще большим перевесом (такой результат стал протестом против попытки манипулировать волей избирателей).

Именно в этом момент Имамоглу назвал глупостью отмену итогов первого голосования, что и стало основанием для вынесения приговора. Впрочем, он пока не вступил в силу – но если с обвинением согласиться вторая судебная инстанция, то Имамоглу не только будет отправлен в тюрьму и смещен с должности, но и не сможет принять участия в президентских выборах, которые пройдут 18 июня 2023 года.

Представитель оппозиционной Народно-республиканской партии, Имамоглу является одним из главных потенциальных соперников действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана. По опросам, он существенно обходит его во втором туре голосования. Но есть проблема – по тем же опросам любой оппозиционный лидер побеждает Эрдогана – и глава Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, и мэр Анкары Мансур Яваш. Впрочем, Имамоглу, умеренный политик и успешный мэр, является самым опасным оппонентом Эрдогана, так как он лучше всех может интегрировать разные оппозиционные силы. Яваш слишком националистичен для курдской общины, а Кылычдароглу – "возрастной" кандидат; ему в следующем году исполняется 75 лет.

Почему приговор вынесен именно сейчас? Эрдоган стремится поставить оппозицию в максимально неудобное положение. По закону она имеет право выдвинуть кандидатуру Имамоглу, но если суд второй инстанции подтвердит приговор, например, за неделю до выборов, то Имамоглу можно будет снимать с дистанции. Понятно, что оппозиция будет максимально тянуть время, оттягивая рассмотрение апелляции, но судебную систему контролирует Эрдоган. Впрочем, для подобных случаев есть такая технология как "страховочный" кандидат – и снятие лидера может дополнительно мобилизовать оппозицию для голосования за его коллегу.

Тем более, что социально-экономическая ситуация неблагоприятна для Эрдогана. С августа инфляция в Турции держится на уровне свыше 80% - такое в стране было только в конце 1990-х годов. Тогда экономическая турбулентность привела к власти исламистов, которых возглавлял бывший мэр Стамбула Эрдоган.

Примечательно, что тогдашняя турецкая правящая элита действовала по сходной схеме, не допуская Эрдогана к выборам. Он был приговорен в 1998 году к десяти месяцам лишения свободы (потом срок сократили до 120 дней), смещен с поста мэра и отстранен от участия в политической деятельности по обвинению в "подстрекательстве к насилию и религиозной или расовой ненависти" (основанием стал прочитанный им стихотворный текст, в котором минареты сравнивались со штыками, а купола мечетей – со шлемами). Однако в 2002 году его партия (даже не имея возможности выдвинуть его кандидатуру) выиграла выборы, и в следующем году он возглавил правительство.

С тех пор Турция стала президентской республикой (с 2014 года выборы президента являются прямыми, а после референдума 2017 года полномочия президента были расширены, в том числе за счет ликвидации поста премьер-министра). Но прямые президентские выборы способствуют и консолидации оппозиции, так что интрига состоит в том, сможет ли кандидат от правящей партии победить в первом туре. Дважды Эрдогану это удавалось – в 2014 и 2018 годах он получал 51-52% голосов, но сейчас без манипуляций это маловероятно.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены