В Мьянме был приведен в исполнение первый за десятилетия смертный приговор. Казнены четверо активистов Сопротивления (Сил народной обороны). Даже при диктатурах, существовавших ранее, такого не допускалось: в 1988-м армия массово расстреливала протестующих, но смертных приговоров по политическим мотивам не выносилось, в стране фактически действовал мораторий на смертную казнь.

117 смертных приговоров участникам Сопротивления

Среди казненных – бывший депутат парламента от Национальной лиги за демократию и популярный рэпер Пхьо Зея То, известный лидер антидиктаторских протестов еще в 1988-м году Ко "Джимми", а также двое других активистов.

Если первым вменялась "подготовка государственного переворота" и обнаружение у них складов оружия, то двое других приговорены за убийство женщины, информировавшей власти о Сопротивлении.

Телеграм-канал "Мьянма" отмечает:

"Тот факт, что при их аресте были обнаружены большие схроны с оружием и боеприпасами, а их задержанные соратники увлеченно указывали на них как на руководителей подпольных сетей вооруженного сопротивления, устраивающих взрывы и убийства сторонников нынешних властей, – практически никто не оспаривает. Наоборот, это рассматривается как большой плюс к их героическому имиджу".

И это – так. Постмодерн подменил принцип "волкодав прав, а людоед – нет" на лицемерные "все не так однозначно" и "у каждого своя правда". Но, в конце концов, разве арсенал, найденный нацистами у бойцов Сопротивления где-то во Франции, дегероизирует тех "маки"? И разве этот факт может хоть на самую малость обелить нацистов?

Вот и в Мьянме отношение к правящей хунте – примерно как к нацистским оккупантам. Во всяком случае, среди молодежи. Сегодня соцсети Мьянмы заполнились черными аватарками – в знак скорби по казненным хунтой.

Их может оказаться и больше: на сегодняшний день вынесено 117 смертных приговоров участникам Сопротивления.

Скорбь и героизация неслучайны. Хунта пришла к власти как раз в ходе госпереворота, в котором ныне обвинила активистов. От власти была отстранена Национальная лига за демократию, ее лидер Аун Сан Су Чжи, находится в заключении (среди предъявленных ей обвинений есть и "санитарное" – нарушение правил, введенных в связи с covid-19; хунта тоже вступила в борьбу за "спасение жизней"!).

А по мирным демонстрациям протеста войска хунты и полиция просто открывали огонь, число погибших составило многие сотни человек. И тогда началось вооруженное сопротивление – как среди этнических бирманцев, так и среди национальных меньшинств.

РФ не осудила военную хунту. Глава хунты генерал Мин Аун Хлайн неоднократно бывал в России, считается другом главы Минобороны РФ Шойгу. Впрочем, есть мнение, что с российской помощью режиму Мьянмы дела сейчас обстоят не слишком хорошо: дружбе мешает 24 февраля и то, что т.н. "спецоперация" отнюдь не завершена и требует все новых ресурсов.

Понятно, что смертная казнь участников Сопротивления – это предупреждение хунты остальным. Но есть вероятность, что такое предупреждение будет прочтено иначе. И выльется в жесткую месть военной хунте.

Тень людоедского прошлого над человечеством

К сожалению, возвращение смертной казни – проблема не только для Мьянмы. К примеру, в Японии долгое время действовал мораторий на смертную казнь. Однако он был нарушен казнью верхушки террористической секты "Аум Синрикё" несколько лет назад. Разумеется, за все содеянное лидер секты Сиоко Асахара и его сподвижники достойны худшей участи. Однако казнь деятелей "Аум Синрикё" сняла фактический запрет, теперь смертная казнь в Японии – явление крайне редкое, но уже не исключительное. В частности, на прошлой неделе повешен человек, устроивший резню в Токио в 2008 году. Тогда погибли семь человек.

И, опять же, если преступление доказано (а в качестве японской юстиции сомневаться не приходится), то убийца достоин худшего. Однако смертная казнь – такая неприятная вещь, которая имеет тенденцию к расширению. И рано или поздно смертный приговор может быть вынесен по делам, где с доказательствами не все просто и не все ясно. И тогда государство убьет невиновного. А еще очень часто расширяются и составы преступления со смертными приговорами – вплоть до преступлений, не связанных непосредственно с убийством людей.

Нечто подобное происходящему в Японии случилось гораздо раньше в Соединенных Штатах Америки. С 1967 по 1976 гг. там никого не казнили. Однако в 1976 г. Верховный суд все-таки признал конституционными законы ряда штатов о смертной казни – и она была восстановлена. При этом до 1989 г. в некоторых из штатов казнили подростков до 16 лет.

В настоящее время штат за штатом отменяют казнь, но это – крайне медленный процесс.

Пока что в Европе есть одна страна, сохранившая смертную казнь, это Беларусь. Смертная казнь была восстановлена на территории самопровозглашенной "ДНР". Есть и вынесенные приговоры – в частности, иностранным гражданам, участвовавшим в боевых действиях на стороне Украины.

В России действует мораторий на смертную казнь, но ситуация стала опасной после выхода из Совета Европы. Кроме того, любое "громкое" убийство создает почву для критики моратория, здесь особо усердствует лидер "справороссов" Сергей Миронов.

Есть и желающие расширенного применения, они, как правило, кивают на опыт КНР, где казнить могут и за взятки. Однако любители восхищаться юридическими практиками КНР забывают, что восхищались ими же и 10, и 20 лет назад. С тех пор за коррупцию пекинский режим казнить не перестал. Правильного вывода о том, что смертная казнь неэффективна против коррупции, сторонники этой меры не делают.

В целом ситуация в мире со смертной казнью остается печальной. Международные правозащитные организации не имеют возможностей повлиять на режимы, ее применяющие. Да и сами эти организации зачастую превращаются в бюрократические структуры, больше озабоченные "израильской военщиной"*, а не реальными нарушениями прав человека в странах с людоедскими режимами.

* В Израиле смертная казнь существует, но применялась всего дважды: были казнены нацистский преступник Эйхман, а также "британский шпион" Меир Тувианский, впоследствии полностью оправданный.

Владимир Олейник

utro02.tv

! Орфография и стилистика автора сохранены