Новый заместитель министра обороны по военно-политической работе генерал-полковник Геннадий Жидко будет продолжать курс своего предшественника Андрея Картаполова, ныне возглавляющего комитет Госдумы по обороне. Нынешние военно-политические органы нередко сравнивают с советскими – особенно после 2018 года, когда их роль выросла с созданием Главного военно-политического управления (ГВПУ), отличающегося лишь одним словом от советского Главпура. На самом деле ключевое отличие – подчиненность.
Главпур действовал на правах отдела ЦК КПСС – и его многолетний начальник Алексей Епишев, занимавший свой пост почти четверть века, подчинялся Политбюро ЦК, то есть лично выходил на Леонида Брежнева. После смещения за "бонапартизм" с поста министра обороны маршала Георгия Жукова роль политорганов как партийного контролера за ситуацией в армии, еще более усилилась по сравнению с предыдущими периодами. Политработники обладали в армии автономией, то есть могли обращаться к начальникам в рамках своей системы, минуя командира. Кроме того, сам командир, как правило, был членом КПСС или ВЛКСМ – а, следовательно, должен был соблюдать партийную или комсомольскую дисциплину, что также находилось в компетенции политработников.
В современной российской армии сменивший политработника заместитель командира по воспитательной работе находился в полной зависимости от командира. Это же актуально и после его переименования в заместителя по военно-политической работе. Генералы Картаполов и Жидко – не просто кадровые военные, но и прошли все ступени общевойсковой службы вплоть до командующих военными округами. Нынешние главные "политруки" обязаны своим выдвижением министру обороны и непосредственно ему подчиняются.
Никакой автономии и функции контроля у политработников нет. Их задача – продвижение в условиях информационного общества патриотической идеологии, основанной на принципе непрерывности отечественной истории и военных традиций, где находится место Суворову и Кутузову, Жукову и Сталину (генерал Картаполов позитивно отзывался о последнем в прошлом году во время споров о "сталинской" мозаике в главном храме Вооруженных сил), афганской войне и сирийской операции, в которой участвовали и Картаполов, и Жидко. А также противодействие современным западным влияниям. Правда, превратить за год призывника-поклонника Оксимирона в почитателя Кобзона весьма непросто, так что основным объектом политической работы являются контрактники, которых в 2020 году стало более 400 тысяч (срочников – 225 тысяч).
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






