Заметной новостью прошлой недели стал сюжет о новых китайских боеприпасах стратегического назначения. Financial Times рассказало об американских официальных лицах, ошеломлённых летними испытаниями китайского так называемого гиперзвукового оружия.
По утверждениям Financial Times, китайская ракета-носитель Long March вывела на орбиту аппарат с гиперзвуковым планером, который после нахождения на орбите спустился в верхние слои атмосферы, совершил там управляемый полёт, после чего вошёл в землю. После публикации Китай заявил, что ничего подобного не было, однако западные СМИ придерживаются точки зрения, что КНР провёл испытания орбитальной бомбардировки.
Технологии глайдеров, идущих к цели в верхних слоях атмосферы, обсуждаются уже давно. Во времена Холодной войны США и СССР активно экспериментировали с разными видами стратегического вооружения. В результате проведения исследований наиболее эффективными оказались классические межконтинентальные баллистические ракеты — МБР. Ракеты, запускающиеся из наземных шахт или из шахт подводных лодок, выходят в космос по баллистической траектории, преодолевают расстояние более 5500 километров и поражают цели ядерными боеголовками. Главные преимущества МБР — высокая скорость нанесения удара и надёжность. Коммунистические ракеты, стартовавшие с территории СССР (РФ), прилетают в США через Северный полюс примерно за полчаса. У американцев есть несколько минут, чтобы засечь вражескую атаку и выпустить собственные ракеты с демократией. А дальше на Земле наступит тишина и покой...
Для предотвращения гонки вооружений были приняты соглашения по ограничению количества боеголовок и ракет, а также типы снаряжения ракет. МБР образца 70-х годов до сих пор позволяют прекрасно уничтожить друг друга. Системы противоракетной обороны не способны предотвратить массированный удар противника, а системы предупреждения об ударе служат в первую очередь для того, чтобы успеть выпустить свои ракеты навстречу ракетам противника.
Будучи способными превратить в радиоактивный пепел любого противника, США и СССР заключили между собой соглашения, ограничивающие принятие на вооружение других типов боеприпасов. Сегодняшняя Холодная война 2.0 обладает занятными тонкостями: РФ и США ограничены взаимными обязательствами, в то время как КНР делает все, что сочтёт нужным. Сложившийся ранее баланс меняется стихийным образом.
Нашумевшая китайская разработка — яркий образец происходящего. Обычная МБР летит по предсказуемой траектории. Для предотвращения угрозы были построены системы наземных РЛС и инфракрасных спутниковых систем наблюдения. С учётом того, что ракеты в основном будут лететь через Северный полюс, РЛС ставились в первую очередь на северных рубежах. Зная местонахождения шахт ракет, спутники в первую очередь нацеливались именно на эти районы. Китай со своей новинкой разрушает эту систему. Китай выводит на орбиту платформу, которая летит не по самой короткой баллистической траектории, а по орбитальной. Китайский аппарат может лететь с любого направления, в том числе оттуда, где системы наблюдения выстроены хуже. Более того, орбитальная платформа несёт гиперзвуковые глайдеры, которые за тысячи километров до цели могут отделиться от платформы, находящейся на высоте в несколько сотен километров, и самостоятельно идти к цели на высоте 50–100 км, затрудняя обнаружение стратегическими РЛС систем противоракетной обороны. В итоге у нового китайского оружия увеличивается время удара, зато улучшается незаметность.
Надо отметить, эффективность подобных систем остаётся под вопросом. Самая совершенная в мире американская система противоракетной обороны по сей день крайне далека от идеала. Самый совершенный элемент американской ПРО — ракеты-перехватчики Ground-Based Interceptor. Перехватчик GBI может поражать цели в космосе на расстоянии до 5500 км и на высоте до 2000 км. Заатмосферные кинетические перехватчики, являющиеся ядром системы, — самая совершенная в мире система, созданная для поражения ядерных боеголовок противника в космосе. Однако на испытаниях против не самых сложных целей (одиночные, без помех) система GBI показала эффективность около 50%, а самих ракет на вооружении около 50 штук. Но ситуация с эффективностью GBI — даже не в их количестве, не способном отразить массированный удар из РФ или КНР. Есть оценка системы, что в своём текущем виде это не боевая система, и её даже не пытаются сделать боевой. GBI — это грандиозный эксперимент и комплекс прототипов для отработки технологий. Например, в сентябре компания Boeing, занимающаяся этим проектом, отчиталась о новой возможности перехватчика: трёхступенчатая ракета впервые смогла отделить кинетический перехватчик после отработки двух ступеней без включения третьей ступени. Благодаря этому новому режиму уменьшается ближняя "мёртвая зона" ракеты. Трудно представить, что такую недоработку долго держали бы без решения на боевом комплексе.
Другая американская система ПРО на базе РЛС Aegis и ракет-перехватчиков SM-3 более распространена, но тоже далека от совершенства. Недавно впервые была продемонстрирована возможность перехвата МБР ракетой SM-3, однако это лишь начало пути по совершенствованию комплекса. Реальная эффективность работы этих комплексов против целей с большим количеством помех будет гораздо ниже единицы.
Новый китайский глайдер с орбитальной доставкой не меняет баланс сил. Это ещё один тип стратегического оружия, который мало на что влияет. В шумихе СМИ куда более странны слова про "ошеломлённых чиновников США". Что это — раздувание хайпа журналистами или реальный просчёт разведки — неясно. В любом случае США не в силах отразить атаку даже устаревших китайских ракет.
Сама по себе разработка для США — не выдающаяся. У США регулярно отправляются в космос экспериментальные космические самолёты типа X-37B, которые могут находиться на орбите более двух лет, после чего успешно возвращаются на Землю. X-37B вызывают со стороны РФ и КНР демонстративные беспокойства и заявления, что на борту беспилотного орбитального самолёта может находиться ядерное оружие. США настаивают, что аппарат — экспериментальная платформа для мирных технологий. Но глупо отрицать, что у США есть технологии, позволяющие в краткие сроки дать возможность размещения на орбите самых разных боевых систем.
Разработка Китая в первую очередь демонстрирует растущие амбиции азиатских коммунистов. Не сдерживаемый ограничениями Китай вовсю экспериментирует с новыми для себя технологиями, которые разрабатывались ещё в СССР и США десятки лет назад. При выдающихся успехах Китай остаётся догоняющим. В то же время ситуация требует от политиков усилий по заключения договоров об ограничении вооружений, включающих Китай. Без адекватных систем контроля в Тихоокеанском регионе может сложиться ситуация, подобная Карибскому кризису. Смогут ли политики прийти к общим правилам или перед этим военным придётся пострелять — вопрос открытый.